18 февраля праздновала свой 90-летний юбилей Йоко Оно, которую все знают, как вдову Джона Леннона. Судьба этой женщины была полна неожиданных поворотов и ярких событий, она позиционировала себя, как художника. Прославилась же она вовсе не своими творческими работами, хотя они и были достойны внимания, а благодаря роману с легендарным музыкантом.
История любви японской художницы и участника The Beatles широко растиражирована, но в жизни Йоко Оно Джон Леннон, хоть и сыграл весьма важную роль, был далеко не единственным и даже не последним.
Никакой страсти
Она родилась в 1933 году в Токио в семье Эйсуке и Исоко Оно, правда, отец девочки работал в банке в США, и воспитанием дочери занималась, в основном, мама. Маленькая Йоко никогда не ощущала на себе особой любви и заботы родителей, напротив, дома она чувствовала себя лишней. Да и учёба в школе уверенности в себе ей не добавила.
Она знала историю создания семьи родителей, которые стали мужем и женой по расчёту, и на протяжении многих лет они сохраняли довольно холодные отношения. Естественно, и дочери они не могли дать представления о счастливой семье. Зато они смогли обеспечить ей безбедную жизнь и достойное образование, правда, этого оказалось недостаточно.
Эйсуке и Исоко Оно были строги с Йоко и требовали от неё неукоснительного исполнения установленных правил. К примеру, девочке нельзя было общаться с представителями противоположного пола до своего совершеннолетия. Зато потом Йоко Оно почувствовала себя совершенно свободной. Родители надеялись, что Йоко, повзрослев, выгодно выйдет замуж, но девушка вовсе не собиралась следовать наставлениям родителей. Напротив, в 23 года она вышла замуж за человека, кандидатуру которого они никогда бы не одобрили.
К слову, никакой пылкой страстью к своему избраннику она не пылала. Пианист Тоси Итиянаги был беден, зато у него были связи в творческой среде. Именно этим он и оказался интересен для Йоко. Да ещё тем, что можно было позлить родителей, представив им своего мужа. К тому же Йоко Оно после заключения брака не составило никакого труда уговорить мужа перебраться в Америку.
Там она надеялась добиться признания, устроилась на работу переводчицей, а супруг помогал ей знакомиться с «богемой» Нью-Йорка. Йоко Оно откровенно флиртовала с нужными людьми, а присутствие мужа её ничуть не смущало. Позже дошло дело и до измен, о которых Тоси, конечно, знал. Но супруг Йоко тоже надеялся извлечь выгоду из брака, поэтому терпел её интрижки на стороне, думая, что в будущем она поможет ему сделать карьеру благодаря своим связям.
Девушка заводила романы с художниками и скульпторами, но при этом верила, что кто-то из них обратит внимание на её талант. Однако работы Йоко Оно никого особенно не интересовали, а перфомансы громкого успеха не имели. Девушка всё больше теряла уверенность в себе и постепенно погружалась в депрессию. Когда же художник Энди Уорхол сказал, что она всё время путается под ногами и кому-то подражает, Йоко и вовсе стала предпринимать попытки свести счёты с жизнью между бесконечными рыданиями.
Обоюдное спасение
Родители, узнав о том, как живёт дочь в США, настояли на её возвращении в Японию. Правда, применили для этого они спекулятивные методы убеждения: пообещали ей помочь добиться успеха на родине. Но после того, как Йоко Оно вернулась, отец и мать отправили её в психиатрическую клинику.
Девушку лечили сильнодействующими препаратами, и она, казалось, утратила остатки собственной воли. Йоко всё время лежала в постели и не проявляла никакого интереса к происходящему. Но однажды к ней пришёл молодой человек, заявивший о том, что он давно восхищается её творчеством и приехал из Нью-Йорка для личного знакомства с художницей.
Тони Кокс немедленно отозвался на просьбу Йоко о спасении, он отправился к родителям девушки, убедил их в необходимости выписки и смог добиться отмены транквилизаторов. Йоко видела в Тони своего спасителя, была совершенно очарована молодым человеком и даже не собиралась узнавать ничего о его прошлом. А за плечами у Тони была продажа запрещённых веществ в США, откуда он и сбежал в Японию из-за проблем с законом. К Йоко Оно он явился, узнав о том, что родители её очень влиятельны.
Как бы там ни было, но Йоко быстро развелась с первым мужем и тут же вступила в брак с Тони Коксом, от которого сразу же забеременела. Она собиралась избавиться от нежеланного ребёнка, как она делала уже несколько раз, но врачи категорически запретили ей даже думать о прерывании беременности. Впрочем, когда родилась Киоко, в жизни её матери почти ничего не изменилось. За малышкой ухаживали няни, а Йоко занималась творчеством.
Позже Йоко с мужем и дочерью отправились в Америку, затем – в Великобританию. Без нянь родители за девочкой следить не особенно хотели, да и отношения супругов были далеки от идеальных. Несмотря ни на что, Тони помогал жене, он занимался организацией её выставок в Великобритании и помогал продвигаться по мере своих сил. В итоге они всё же решили развестись. К тому моменту в жизни Йоко Оно уже появился Джон Леннон, благодаря чему Тони Кокс без труда смог получить единоличную опеку над дочерью. Он вскоре женился и уехал с новой женой в Калифорнию, а Йоко Оно не имела возможности видеть дочь целых 20 лет, так как бывший муж скрывал местоположение Киоко.
Целеустремлённая любовь
Брак с Джоном Ленноном, несомненно, стал самым успешным проектом Йоко Оно. Конечно, ей пришлось приложить немало усилий для завоевания музыканта, но все они впоследствии окупились сторицей. Художница заваливала объект своих притязаний романтическими посланиями, поджидала везде, где можно было его встретить, а после пришла к нему домой, воспользовавшись отсутствием его жены Синтии.
Леннон совершенно потерял от Йоко Оно голову и развёлся с Синтией. И в своих интервью впоследствии всегда говорил о том, что мечтал именно о ней, темноволосой, загадочной, умной и близкой ему по духу. Они вместе устраивали какие-то акции, протестовали против войн, давали интервью, лёжа в постели, записывали песни и вообще были неразлучны. Никто не понимал, что музыкант вообще нашёл в этой странной японке. Ради её проектов он стал пропускать репетиции, а Йоко Оно спокойно вмешивалась в творческий процесс группы, всё больше настраивая её участников против себя.
До её появления в группе действовало негласное правило: никаких посторонних в студии. Теперь же каждая репетиция заканчивалась скандалом. В результате всего через год после женитьбы Леннона на Йоко Оно, The Beatles распались. Впрочем, если быть совсем уж справедливыми, то стоит вспомнить о том, что Пол Маккартни в одном из своих поздних интервью рассказал: группа была на грани распада ещё до появления Йоко Оно.
После рождения сына Шона Леннон совсем забыл о творчестве, он старался всё своё время посвящать семье. К сожалению, в 1980 году музыкант погиб, а Йоко Оно всего через несколько месяцев после его ухода стала продавать на аукционах личные вещи мужа, письма, неопубликованные ноты, черновики и фотографии.
После славы
Свой четвёртый брак художница держала втайне, известно о нём стало только после того, как супруги развелись. Её избранником был Самуэль Хавадтои, неизвестный и не слишком богатый антиквар. Кажется, впервые со времён своей молодости Йоко Оно выходила замуж, не ожидая никакой выгоды.
Зато она сполна потешила собственное самолюбие: она была старше мужа на 18 лет и при этом брак их длился целое десятилетие. Йоко Оно совсем не любила вспоминать о своём четвёртом замужестве и никогда не говорила в интервью о последнем муже.
Больше замуж она не выходила. Йоко Оно никогда не скрывала, что легендарный музыкант помог исполниться всем её мечтам. И не забывает добавлять: она его любила по-настоящему. Сейчас Йоко Оно уже полностью отошла от дел, она слаба и чувствует себя не слишком хорошо. Но сын Шон во всём её поддерживает и каждый год устаивает праздник в честь дня её рождения. Вдова Леннона передвигается в инвалидной коляске, но Шон помогает ей во всём: в миротворческой деятельности, в занятиях благотворительностью и даже в творчестве.
В их отношениях была целая гамма чувств, они не могли друг без друга, но иногда расставались, будучи не в силах сосуществовать в одном пространстве. И всё же они были счастливы и прожили бы ещё много лет вместе, если бы не трагическая гибель музыканта.