Современные султаны и гаремы — где они сохранились?

Османская империя официально прекратила свое существование в 1922 году. Ее последний султан Мехмед VI эмигрировал из страны в ноябре 1922, а в следующем 1923 году Турция была объявлена республикой.

Может показаться, что вся эта блестящая роскошь – дворцы, гаремы, придворные – безвозвратно ушли в прошлое. Но это не совсем так.

В мире к сегодняшнему дню сохранилось ровно 2 султаната. Из них два классических – это Бруней и Оман, и Малайзия, которую называть султанатом не вполне справедливо.

Малайзийские султаны

Дело в том, что Малайзия не является султанатом по конституции, и правит в ней не султан, хоть это и монархия. Ее верховный правитель носит титул Янг ди-Пертуан Агонг. Сейчас этот пост с 2019 занимает шестнадцатый Янг ди-Пертуан Агонг под именем Абдуллы II, или, если полностью — Абдулла II Риаятуддин Аль-Мустафа Билла Шах ибни Султан Ахмад Шах аль-Мустаин Билла.

Но, помимо этого, Малайзия – федеративное государство, состоящее из полутора десятков, как у нас говорят, субъектов – штатов и провинций. А правители этих субъектов носят три варианта титулов – раджи, или бесары, или – внимание – султаны. Таким образом, султанаты входят в состав федеративного государства Малайзия, но само оно султанатом не является.

Интересно, что нынешний верховный правитель Малайзии — Янг ди-Пертуан Агонг Абдулла II одновременно правит в своем собственном субъекте федерации под названием Паханг. И Паханг — это именно султанат, то есть Абдулла II – по совместительству султан в своей провинции.

Другие малайзийские правители, носящие султанский титул — это, например, его величество султан Назрин Муизуддин Шах, возглавляющий малайзийский султанат Перак. Он ученый, имеет степени Оксфорда и Гарварда. Никакого многоженства, все семья султана – жена и двое детей.

Другой султан — Шарафутдин Идрис Шах, являющийся правителем малайзийского штата Селангор. Он учился в Австралии и Великобритании, до восшествия на престол работал государственным чиновником.

Интересно, что у султана Шарафутдина не то, что гарема, нет даже семьи. Был дважды женат, оба раза разведен. Увлечения у него вполне королевские, как полагается – регаты, гонки ретро-автомобилей.

Малайзийский штат Кедах также возглавляет султан — Туанку Салехуддин ибни Аль-Мархум Султан Бадлишах. Типичная биография монарха – военное училище, академия, армейская карьера. Скромное полковничье звание. И тоже обычная семья – жена, двое сыновей, пятеро внуков.

Возможно, самый интересный для нашей женской аудитории из султанов Малайзии — Туанку Мухаммад V, правящий в провинции Келантан. Интересен он именно своей матримониальной историей: Мухаммад V был женат дважды. Первый династический брак с малайзийской принцессой завершился разводом в 2008 году.

А вот в 2018 года его величество женился на «Мисс Москва 2015» Оксане Воеводиной. Известно о принятии ей религии мужа – ислама, и нового мусульманского имени – Рихана. Недолгий брак закончился рождением сына и, опять же, разводом в 2019 году.

Что ж, закончив с нетипичными малайзийскими султанатами, переходим к султанатам классическим.

Государство Оман и его престарелый султан

Таким, в полном смысле этого слова, султанатом является государство Оман. Это типичная аравийская нефтяная монархия, хоть нефти там и поменьше, чем у соседей. Но ее хватает, чтобы обеспечивать весьма высокий уровень жизни для местного населения – тех, кому повезло родиться оманцем. Есть, правда, проблема гастарбайтеров, которые составляют почти половину из четырехмиллионного населения Омана. Им не очень нравится раздел жизненных благ в султанате.

Есть еще проблема с неспокойным западным соседом – Йеменом, история которого в XX-XXI веках – это история кратких перемирий между бесконечными междоусобными войнами. И при этом надо понимать, что по обе стороны весьма условной границы живут одни и те же воинственные племена, что прибавляло забот правителю Омана – его величеству Кабусу бен Саиду аль-Бусаиду.

Султан правил своей страной с 1970 года, а всего династия Бусаидов находится у власти с XVII века. Согласно ст. 5 конституции, принятой в 1996 году, Оман является монархией, власть в которой передается по наследству потомкам основателя династии Сейида Турки бен Сайда аль-Бусаида по мужской линии. Имя Сейид в полном имени первого султана Омана указывает человеку понимающему на то, что династия возводит свой корень к кровному родству с самим Пророком Мухаммедом.

Любимый султан

Биография Кабуса типична для многих ближневосточных правителей – британская военная академия (традиционно — Сандхерст), армейская карьера. Интересно, что, подобно своему иорданскому коллеге королю Хусейну, его величество Кабус бен Саид имел, помимо воинского звания своей страны, офицерское звание армии Великобритании. Немного особняком стоит история его восшествия на престол, где нашлось место конфликту с отцом и даже дворцовому перевороту, хоть и бескровному.

У себя в стране Кабус, несмотря на возраст (а он дожил до 80 лет!) крепко держал в своих руках все рычаги власти: руководил советом министров, возглавлял вооруженные силы, руководил внешней и внутренней политикой, стоял во главе МИДа и Министерства финансов, и даже управлял Центральным банком.

При этом оманцы не чаяли души в своем султане, его портреты можно было увидеть на стенах и окнах зданий, на лобовых стеклах автомобилей, в магазинах, гостиницах и ресторанах. Кабус считается просвещенным правителем, покровителем наук и искусств, а его день рождения, 18 ноября, является в Омане главным праздником — Национальным днем.

Прогрессивный режим Кабуса предоставил женщинам в Омане права в объемах, немыслимых для аравийских монархий. Жительницы Омана участвуют в выборах, владеют землей, работают министрами и послами Омана за границей. Они составляют почти половину госслужащих, получают равную с мужчинами зарплату и имеют право на отпуск по беременности и родам.

Но у султана не было жен и детей, не говоря уже о пресловутом гареме. В связи с этим очень остро стоял вопрос престолонаследия. Ведь у 80-летнего султана не было даже родных братьев, которым он мог бы передать корону.

Кабус бен Саида не стало в 2020 году. Своим правопреемником он назначил своего двоюродного брата — 66-летнего Хейсама бен Тарик Саида. Сейчас он султан Омана.

Оцените статью
Современные султаны и гаремы — где они сохранились?
— Поедешь с моей дочерью, а я останусь с бывшей женой, — заявил муж