Почему Павел I так и не полюбил свою супругу, и каким образом это стоило ему жизни

Несмотря на 25 лет совместной жизни, и рождение десяти детей, есть все основания полагать, что Павел I так и не полюбил свою супругу Марию Федоровну.

Историки царского времени (да и современные тоже) часто считали этот брак чуть ли идеальным: у супругов были общие интересы: они любили театр, прекрасно разбирались в искусстве, архитектуре и т.п. Мария Федоровна чуть ли не каждые два года дарила супругу по ребенку (последнего сына Михаила в 38 лет) и т.д.

Начнем с того, что Павел I Марию Федоровну (Софию-Доротею Вюртембергскую) как супругу сам себе не выбирал. Брак был организован Екатериной II и Фридрихом II. Да, цесаревич Павел проехал через половину Европы в Берлин, чтобы посмотреть на будущую невесту, и даже написал своей властной и волевой матери: «Я нашёл свою невесту такой, какую только желать мысленно себе мог». Но, разве у него был выбор?

По сути все уже было решено заранее (у будущей невесты, перед знакомством с Павлом, даже расторгли официальную помолвку с принцем Людвигом Гессенским, т.е. обратного пути вообще не предполагалось).

Хорошо известно, как Павел I относился ко всему лично связанному с матерью, было бы наивно думать, что это «добровольное принуждение» не наложило какого-либо отпечатка на его отношение к супруге.

Далее, почему-то часто упускается из виду, что Павел I всю свою сознательную жизнь (и, даже будучи еще великим князем при живой Екатерине II) был окружен фаворитками. Так, отношения цесаревича Павла Петровича с Екатериной Нелидовой начались почти одновременно (а может даже и раньше) с его женитьбой на Софии-Доротее, и продолжались примерно до 1797-1798 года, т.е. на минуточку, свыше 20 лет!

А после Нелидовой была еще очень молодая и экзальтированная Анна Лопухина (это если говорить только о серьезных отношениях). Современники же говорили и о других женщинах: французской певице Луизе Шевалье (согласно А. Коцебу), камер-фрау императрицы Марии Фёдоровны Мавре Юрьевой (у нее от императора была дочь, прожившая около 2-х лет, этот факт в наше время доказан документально, и не оспаривается) и т.п.

Получается, что законная супруга Павла Петровича если и не вызывала у него явной антипатии, то была больше нужна для выполнения официальных обязанностей, рождения Великих Князей и Княгинь, а другие женщины нужны были для любви и для души.

Это предположение подтверждает и самый дикий факт, который, собственно, и стоил Павлу I жизни. Незадолго до переворота Павел I приказал заколотить внутренние двери, соединяющие его спальню с опочивальней императрицы. Павел I поверил навету главы заговорщиков графу фон дер Палену о том, что Мария Федоровна замышляет против него заговор.

Насколько нужно не доверять, и не понимать женщину (а без доверия и понимания нет любви), с которой прожил почти 25 лет (матери твоих же 10 детей!) А между тем, заговорщики не знали о существовании прохода между спальнями (и не предприняли мер, чтобы заменить преданную Павлу I охрану у спальни Марии Федоровны). Поэтому, будь эта внутренняя дверь не заколочена, то Павел I вполне мог бы спастись.

Почти всякая красивая легенда неизбежно разбивается, если посмотреть на нее немного внимательнее, скорее всего, точно так же разбивается и миф о счастливом браке Павла Петровича. Впрочем, он сам возможно и был счастлив, по своему… Ведь не считая последних минут его жизни, после воцарения все шло (в общем то) в соответствии с его планами.

Источник

Оцените статью
Почему Павел I так и не полюбил свою супругу, и каким образом это стоило ему жизни
«Огни притона»: фильм про красивую женщину в некрасивых обстоятельствах