Даже самые гениальные режиссеры не застрахованы от творческих провалов. Но некоторые выдающиеся мастера умудрились снять как величайшие фильмы в истории, так и ужасные, которые хочется забыть. Вот несколько примеров таких поистине поразительных голливудских постановщиков.
Вачовски: «Матрица» (1999) / «Восхождение Юпитер» (2015)
Лана и Лилли Вачовски привлекли к себе внимание уже своим кинематографическим дебютом – стильным криминальным триллером «Связь» (1996). Но второй их проект, научно-фантастический боевик «Матрица», произвел настоящий фурор. В то время картина была такой новаторской, что моментально стала культовой.
Однако «Матрица» сослужила Вачовски плохую службу: каждая новая работа сестер неизменно сравнивалась с ней. И все их последующие киноленты, по мнению многих зрителей и критиков, до «Матрицы» не дотягивали.
Но один фильм до главного творения Ланы и Лилли не просто не дотянул, а стал одним из худших, кем-либо и когда-либо снятых. Речь идет о фантастическом боевике «Восхождение Юпитер» с его странными режиссерскими решениями, бестолковым сценарием, ужасными диалогами, плоскими персонажами и предельно слабой игрой актеров.
Джон МакТирнан: «Хищник» (1987) и «Крепкий орешек» (1988) / «Роллербол» (2002)
Джон МакТирнан снял два культовых боевика 80-х – «Хищник» и «Крепкий орешек», ставших вершиной его фильмографии.
Обе кинокартины хорошо показали себя в прокате. Вдобавок они очень понравились не только зрителям, но и критикам. Также эти ленты положили начало успешным франшизам.
Но в 2002-м МакТирнан поставил фантастический боевик «Роллербол», рассказывающий об экстремальном и зрелищном виде спорта будущего.
Кино получилось удручающе плохим – скучным и бессмысленным. Правда, это один из любимых фильмов Киану Ривза, так что своего зрителя «Роллербол» все же нашел.
М. Найт Шьямалан: «Шестое чувство» (1999) / «Девушка из воды» (2006), «Явление» (2008), «Повелитель стихий» (2010) и «После нашей эры» (2013)
Уроженец Индии М. Найт Шьямалан буквально взлетел на голливудский Олимп в 1999 году. Тогда написанная и поставленная им мистическая драма «Шестое чувство» покорила зрителей, критиков и кинематографическое сообщество. Она стала мегахитом мирового бокс-офиса, получила отличную прессу и шесть номинаций на «Оскар».
О Шьямалане заговорили как об одном из главных молодых режиссеров, и какое-то время он поддерживал этот статус. Индийский самородок выпустил сразу три отличные картины подряд, пока в 2006 году не настал черед «Девушки из воды».
С этой киноленты у Шьямалана началась полоса неудач. Еще три его фильма, один за другим представленных после «Девушки из воды», можно назвать в числе худших в истории. Нелепое «Явление», невнятный «Повелитель стихий», тоскливый «После нашей эры»… Все они превратили едва ли не самого многообещающего постановщика Голливуда в самого разочаровывающего.
Впрочем, неудачи Шьямалана не сломили. Он с прежней энергией и плодовитостью продолжает снимать, и некоторые его работы получаются очень даже неплохими. Так что, возможно, режиссеру еще удастся представить что-нибудь сравнимое с «Шестым чувством».
Фрэнсис Форд Коппола: «Крестный отец» (1972), «Крестный отец 2» (1974) и «Апокалипсис сегодня» (1979) / «Между» (2011)
Режиссер, сценарист и продюсер Фрэнсис Форд Коппола – один из самых знаменитых и почитаемых американских кинематографистов всех времен. Благодаря его экстраординарной работе в 70-е годы, он стал живым классиком.
Две первые части гангстерской трилогии «Крестный отец», а также драма «Апокалипсис сегодня» регулярно возглавляют всевозможные списки лучших кинокартин в истории. Однако Коппола снял не только эти вневременные шедевры. Также он ответственен за абсолютно дурацкий комедийно-фэнтезийный хоррор «Между» – очень плохо написанный и поставленный и совершенно пустой.
Ридли Скотт: «Чужой» (1979) и «Бегущий по лезвию» (1982) / «Советник» (2013)
Легендарный режиссер Ридли Скотт снял множество лент – отличных, хороших, посредственных, спорных. Но, пожалуй, самые великие его творения – космический хоррор «Чужой» и научно-фантастическая драма «Бегущий по лезвию». Оба они давно вошли в Золотой фонд мирового кинематографа и стабильно включаются в различные топы лучших из лучших.
А вот наислабейшим проектом сэра Ридли можно назвать «Советника». Это один из самых бессмысленных фильмов в истории с худшими отзывами за всю карьеру Скотта. Слишком нелогичный, слишком невнятный, слишком наигранный, слишком перегруженный диалогами – все плохое в нем чрезмерно, а хорошего не так уж много.