Какой фильм приходит на ум зрителю советской эпохи, когда он видит фото этого актера? Конечно, «Покровские ворота»! Картина, ставшая культовой. А актеры, сыгравшие главных героев, по-настоящему народными, настолько точно они попали в образ.
Нет! Правда! В роли интеллигентного и эрудированного недотепы Хоботова невозможно себе представить никого, кроме Анатолия Равиковича! А, между тем, сам актер своего персонажа, мягко говоря, недолюбливал. Вероятно, из-за того, что не имел с ним ничего общего.
Когда-то давно я увидел его интервью в передаче, посвященной выходу «Покровских ворот». Помню, как я поразился, насколько отличался он от своего киношного Льва Евгеньевича в жизни. Ведь, кто такой Хоботов? Безусловно, положительный герой: интеллигент, эрудит, умница! Но, при этом, мягкотелый, затюканный властной (бывшей) супругой человек. Он даже за свое счастье бороться не способен. (Если бы не помощь добрых соседей Кости и Велюрова, профукал бы свою любовь).
В передаче же я увидел совсем другого человека – такого же мудрого, как Хоботов, но с явным мужским стержнем внутри. Вот тогда-то я и понял, насколько многогранным талантом обладал Анатолий Юрьевич Равикович. Не зря его называли мастером перевоплощения. Правда, значимых ролей в кино у него было крайне мало. Как жаль, что кинорежиссеры не смогли рассмотреть в нем великолепного актера! Я предлагаю вспомнить и почтить память этого талантливого человека.
Непростое детство
Родился будущий актер в далеком 1938 году в Ленинграде, в семье убежденных коммунистов. Блокаду семья переживала в эвакуации. Маленькому Толе тогда было всего шесть лет. С детства сверстники дразнили мальчика, в первую очередь из-за его «еврейской» национальности. Друзей у него практически не было.
После окончания войны он с родителями вернулся в родной город, пошел в школу. Со сверстниками у него по-прежнему отношения были натянутыми. Анатолий с детства узнал, что такое одиночество. Одноклассники издевались над ним, учителя недолюбливали.
Сам Анатолий Юрьевич вспоминал школьные годы с неприязнью. По его словам единственным светлым пятном в учебе была возможность посещать драмкружок. Игра на сцене увлекла и полностью захватила его.
Поэтому после получения аттестата зрелости вопрос о выборе призвания для него не стоял. Он твердо решил стать актером. Несмотря на явное недовольство отца. Тот не считал лицедейство мужским ремеслом. Но любовь Анатолия к искусству была огромной. В итоге он поступил в театральный институт имени Островского.
Амплуа комика
После окончания ВУЗа, Анатолий Равикович работал в театрах Дальнего Востока и Сталинграда (нынешний Волгоград). В 1962 году был принят в труппу прославленного Ленкома. Он сыграл в огромном количестве театральных постановок. Еще со студенческих времен за ним прочно закрепилось амплуа комика, эдакого «замечательного идиoта».
Этот образ будет преследовать его всю жизнь. Режиссеры просто не будут видеть в нем никого, кроме наивных, смешных, глупых и трогательных персонажей (вахтеров, Мармеладовых, клоунов).
Конечно, это тяготило актера. Ведь ему были вполне по силам практически любые трагические или драматические роли. Таланта было в избытке. Но внешность у него была (УВЫ!) не героической. Тем не менее, Анатолий Равикович со всей страстью отдавался любимому делу. Многие его прославленные коллеги по Ленкому отмечали его бесспорный талант и харизму. Он не играл, а жил на сцене иногда преображаясь до неузнаваемости.
Приглашали его и в кино. В 1982 году вышел фильм «Покровские ворота», в котором он сыграл одну из главных ролей. Того самого Хоботова. Изначально на картину никто из чиновников от киноиндустрии не возлагал больших надежд, предполагалось, что она станет обычной проходной лентой.
Однако фильм, пусть и не сразу, но стал по-настоящему народным, встав в один ряд с такими же «народными» фильмами, как «ирония судьбы» или «Джентльмены удачи». «Покровские ворота» сегодня регулярно крутят на Новый Год.
Вне всяких сомнений, роль Хоботова стала лучшей из работ Анатолия Равиковича на экране. Однако сам он относился к ней с прохладцей. Он вообще не тяготел к кино и рассматривал фильмы лишь как источник заработка. А вот театр он по-настоящему любил, считая, что только на сцене между актером и зрителем устанавливается та незримая энергетическая связь, которая невозможна на экране. Поэтому и ролей в театре у него неизмеримо больше, чем в кино.
Поздняя любовь
Лишь одно обстоятельство делало Анатолия Равиковича похожим на его персонажа Хоботова – поздняя любовь. Он, подобно своему экранному герою влюбился как мальчишка в юную красавицу, когда ему уже было за сорок. К тому моменту у него уже была супруга и ребенок. Но увидев девятнадцатилетнюю Ирину Мазуркевич, зрелый и состоявшийся актер Равикович просто потерял голову.
Он пытался отделаться от «наваждения», помня о своей семье и полагая, что такая недоступная красавица никогда не полюбит такого, как он из-за его смешной внешности недотепы. Тем более, что расположения Ирины безуспешно добивались лучшие «герои-любовники». Красавица оставалась холодна к их ухаживаниям.
Но забыть ее Равикович не мог, чувство к ней не проходило. И, однажды, на одном из театральных вечеров он осмелился пригласить ее на танец и признался в любви. К его удивлению (да и к удивлению всех окружающих) гордая красавица ответила на чувства Анатолия Равиковича взаимностью и в 1980 году согласилась стать его женой.
Так, уже в зрелом возрасте, актер смог найти свою любовь, которая была в два раза моложе его. Они счастливо прожили в браке до самой кoнчины Анатолия Юрьевича в 2012 году.
Вместо эпилога
Юная супруга подарила Анатолию Равиковичу дочку Елизавету и вторую молодость. Все знакомые их семьи отмечали, что это была счастливая пара, настоящий, крепкий союз двух любящих творческих людей. Сама Ирина, по ее признанию, даже спустя столько лет после ухода любимого «Равика», не перестает разговаривать с ним, веря, что он всегда рядом и слышит ее.
Анатолий Викторович прожил непростую, но интересную жизнь. Несмотря на все трудности, выпадавшие на его долю, хочется верить, что он был по-настоящему счастлив, благодаря любимой женщине и любимому театру, которым она отдал всего себя. Царствия ему Небесного!