Есть персонажи книг, которые прочно вошли в наше культурное поле. Забавно, что авторы закладывают в героев одни смыслы, а по итогу читатели воспринимают персонаже иначе.
Так Маргарет Митчелл неоднократно подчёркивала, что её Скарлетт из «Унесённых ветром» – антигероиня. Её шокировало, как много у Скарлетт нашлось адвокатов, оправдывающих её по многим пунктам.
Скарлетт «Унесённые ветром»
Трудно отрицать, что на долю Скарлетт выпало немало несчастий. Война, голод, смерть матери и помешательство отца, необходимость тянуть на себе всё… Вместе с тем человек она крайне неприятный. Она бывает груба и эгоистична, часто обижает близких людей. Беспринципна – пойдёт по трупам ради цели. Отбивает жениха у сестры, пытается закрутить с женатым Эшли. Она плохая мать – дети боятся её.
Можно долго перечислять её грехи, однако и положительного в Скарлетт очень много. Спасти соперницу и её ребёнка из города в осаде – поступок великодушный. Пахать как проклятая, чтобы обеспечить своих близких – от рабов до беспомощных родственников! – моё уважение.
Меня всегда забавляло, что эти рабы такие «ой, мы тут не полевые негры, чтобы пахать». И благородная белая госпожа Скарлетт пахала за себя и «за того парня и компанию».
Она искренне любит родителей, заботится об отце в беспомощном состоянии и старается не разочаровать мать, «вести себя как леди» (ну не шмогла, не шмогла!)
В Скарлетт достаточно много светлых черт, за которые её искренне любили близкие люди из её окружения. Я думаю, что если бы Скарлетт была обладала бы чуть большей эмпатией и поумерила бы свою жадность, то в её жизни всё было бы хорошо.
Ребекка Шарп «Ярмарка тщеславия»
«Ярмарка тщеславия» задумывалась Теккереем как роман без героя. Ребекка Шарп – бедная девушка, которая хочет «выбиться в люди» и не особо разбирается в средствах.
В начале книги она вообще показалась мне положительным персонажем. Да, она бедна и безродна и хочет удачно выйти замуж за брата своей подруги. Спрашивается, и что тут такого? Особенно для тех времён, когда для приличной леди замужество было чуть ли не единственным социально одобряемым путём. Парень, мягко говоря, далеко не торт – не думаю, что на него польстилось бы много богатых и знатных девиц. Бекки стала бы для него идеальной женой, если бы его друг не вмешался (что-то «Гордостью и предубеждением» повеяло).
Но это лишь малая часть романа. Далее мы видим другие стороны мисс Шарп. Теккерей сумел показать её душок.
В её натуре есть что-то от Мопассановского «Милого друга» — вроде не законченный мерзавец, а человек гадкий.
Она завистлива и мелочна, изворотлива и лжива, угодлива как мистер Коллинз (отпусти меня, Джейн Остен!). Лучшая характеристика таких людей — «без мыла в ж… залезет». Идеал Божены Рынски, да))))
И хотя такую хитромудрую Бекки жизнь повозила лицом по асфальту, а потом ещё окунула в лужу, всё равно она нам нравится своим обаянием, умом и жизненной хваткой. Не пропадёт.
Поэтому финал для неё относительно счастливый.
Флёр-де-Лис «Собор Парижской Богоматери»
Второстепенный персонаж из романа. Соперница цыганки Эсмеральды за капитана Феба. Поначалу кажется красивой милой девушкой, влюблённой в своего жениха, которому от неё нужно лишь это самое… Приданое. Её такой пердимонокль, конечно, огорчает. По-женски ей сочувствуешь. Всем хороша, а жених – ноль внимания.
Но потом Флёр-де-Лис раскрывает весь свой сволочизм в сцене, когда они вместе с подружками по-бабски начинают унижать Эсмеральду за простую одежду уличной плясуньи. Выглядело это мерзко.
Сначала они сами позвали девушку с улицы, а затем, заметив, что она краше их всех, начали оскорблять, пользуясь своим привилегированным положением.
Вопрос: если ты так боишься конкуренции, зачем ты тащишь красивую девушку прямо под нос к своему распутному жениху?
Тот, конечно, быстро сориентировался и ушёл с Эсмеральдой. И поделом.
Флёр-де-Лис напоминает мне Аглаю Епанчину из «Идиота» – такая же залюбленная дочка богатых родителей, не знающая отказа ни в чём. Сострадания в таких девочках нет, а вот эгоизма – с Эверест. Гюго это хорошо понимал, закончив одну из последних глав фразой:
Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.
Гюго как бы намекает, что приданое невесты Шатоперу обойдётся дорого. Очень дорого.
Маргарита «Мастер и Маргарита»
Слепо ищет метёлка контур двери в окне
Я, не думая долго, жизнь продам Сатане!
Можно ли отдать душу дьяволу ради того, чтобы быть с любимым? Люди верующие, конечно, скажут твёрдое «нет». Маргарита сказала «да». Я её понимаю. Многие её понимают и любят.
Ещё мне очень запомнился эпизод, когда на балу она пожалела мать, задушившую своего ребёнка. В отличие от предыдущих героинь, в ней есть и глубина, и сострадание. Сложная женщина с мятущейся душой.
За то и любим.
Леди Винтер
Есть ощущение, что с этой героиней Дюма обошёлся как-то слишком резко, представив её сущим дьяволом, которого граф де ля Фер повесил (это как надо не любить татуировки!)
Мне леди Винтер кажется обольстительной женщиной и крутым профессионалом – опытным киллером-агентом разведки. Ну а что? Помните, как у Михалкова:
«Мамы разные нужны,
Мамы разные важны».
А то, что мужей травила… Как говорила бабуля из фильма Франсуа Озона «Восемь женщин»:
«Я отравила твоего отца, потому что он мне надоел, а разводов в те времена не давали».
Безвыходное положение, что тут скажешь.