20 сентября Софи Лорен отмечает 90-летний юбилей. Итальянская актриса покорила мир пронзительными ролями женщин из народа, и сильный характер демонстрировала не только на экране, но и в жизни.
РБК Life и кинокритик Мария Ракитина рассказывает, как девочка из бедной неаполитанской семьи доросла до статуса легенды мирового кинематографа.
В материале использованы: мемуары Софи Лорен «Yesterday, Today, Tomorrow: My Life», интервью для The Guardian и Vogue, публикации Vanity Fair и Biography.
Детство в лишениях и грезы о кино
София Лорен взрослела в Поццуоли, прибрежном городке недалеко от Неаполя. Отец фактически отсутствовал в ее жизни — оставил ее с матерью практически сразу после того, как девочка появилась на свет. Детство омрачала постоянная борьба за выживание — оно проходило в крайней нищете в ветхом доме бабушки и дедушки, где София делила спальню с матерью и еще восемью родственниками.
Ситуация ухудшилась, когда началась Вторая мировая война. Голод был настолько сильным, что иногда матери приходилось зачерпывать чашкой воду из автомобильного радиатора, чтобы напоить дочерей — Софию и ее младшую сестру.
От невыносимой реальности будущая актриса сбегала в кино: во время воздушных налетов пряталась в кинотеатрах Поццуоли, где любовалась легендами Голливуда Ритой Хейворт и Гретой Гарбо, мечтая оказаться на их месте. Война оставила на лице актрисы заметный шрам: во время очередного обстрела осколок от бомбы пронзил ее подбородок.
Лорен, прозванная одноклассниками «зубочисткой», хотела стать учительницей, но мать, чья актерская карьера не сложилась, решила сделать из нее успешную модель. В пятнадцать Лорен собралась участвовать в конкурсе красоты «Королева моря», но была одна проблема: не хватало денег на вечернее платье.
Тогда ее бабушка сняла розовые шторы из тафты, чтобы сшить наряд, а мать покрасила единственную пару туфель в белый цвет. Лорен заняла второе место в конкурсе, получив в качестве приза небольшую сумму денег и бесплатные обои для гостиной в доме бабушки и дедушки. В 1950 году она перебралась в Рим с матерью, чтобы зарабатывать на жизнь в качестве актрисы.
В итальянской киноиндустрии ее сразу заметили, но предложили побыть статисткой: в 1951 году она дебютировала на экране в фильме Мервина ЛеРоя «Камо грядеши?» («Quo Vadis»). Съемки в массовке актриса совмещала с работой моделью для фуметти — итальянских комиксов с фотографиями вместо иллюстраций.
Карло Понти, брак и карьерный взлет
В послевоенной Италии магия кино творилась на студии «Чинечитта» (Cinecittà) в Риме. В «беззаботном, освещенном ярким солнцем городе» Лорен порхала от одной второстепенной роли к другой, пока в 16-летнем возрасте не встретила влиятельного продюсера Карло Понти.
Когда актриса танцевала с подругой в ресторане рядом с Колизеем, к ней подошел невысокий грузный мужчина в костюме. 39-летний женатый Понти пообещал сделать из девушки кинозвезду и выбрал псевдоним Софи Лорен.
Сегодня отношения между ней и зрелым Карло Понти недвусмысленно охарактеризовали бы как груминг (выстраивание доверительных отношений с детьми с целью последующего соблазнения — РБК Life), но сама актриса признавалась, что относилась к продюсеру, как к отцу. «Он дал мне ощущение стабильности, которое держало меня на земле, в то время как мир вокруг меня, казалось, вращался с безумной скоростью», — объясняла она.
Софи Лорен вышла замуж за Понти в 1957 году и до сих пор считает его любовью своей жизни.
Брак продлился 50 лет, пока смерть не разлучила их в 2007 году. Отношения актрисы с Понти подвергались острой критике, завистники заявляли, что кинопродюсер обеспечил ей определенную степень защиты и головокружительную карьеру. Лорен же считает, что невероятным успехом в кино она обязана собственному профессионализму.
В начале карьеры ей приходилось проявлять железный характер, чтобы защититься от колоссального давления в итальянской киноиндустрии на женщин. На прослушиваниях Лорен слышала от операторов, что ей необходимо сделать пластическую операцию.
«Мой рот был слишком широким. Мой нос был слишком длинным. Мужчины хотели, чтобы у меня были более прямые зубы. Я никогда не была красивой. Я никогда не была китайской куклой», — вспоминала Лорен. Она доказала, что не обязательно обладать конвенциональной внешностью, чтобы стать кинозвездой, ведь многое решают харизма и сила воли.
Известность в Италии ей принесли блестящие роли в кино-опере «Аида» (1953) Клементе Фракасси и трагикомедии «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сики. В музыкальном эпосе актриса пронзительно воплотила дочь эфиопского царя, переживающую любовную драму с предводителем египетских войск Радамесом. В «Золоте Неаполя» Лорен сыграла комичную героиню — распутную жену продавца пиццы, посеявшую обручальное кольцо. К сотрудничеству с Витторио Де Сикой актриса вернется после того, как покорит Голливуд в конце 1950-х.
Итальянка в Голливуде
В Лос-Анджелес Лорен отправилась по приглашению американских продюсеров и вскоре подписала контракт на пять фильмов от студии Paramount.
Английского она не знала и была в ужасе от языкового барьера: «Я начала с изучения сценария. Что это значит? Что они говорят? Я пыталась понять, что происходит вокруг меня, потому что я была абсолютно растеряна. Но я была готова учиться и двигаться вперед, хотя мне было действительно очень трудно думать о том, что я должна делать перед камерой с некоторыми людьми, которых я видела в фильмах, и, Боже мой, еще и на другом языке!».
Жизнестойкость и упертость, унаследованные от матери, помогали Лорен. Экспрессивная неаполитанка не собиралась подстраиваться под вкусы Голливуда, где ценили королевскую изящность ее предшественниц — Грейс Келли и Одри Хепберн: «Я не думаю, что очень легко могла бы измениться. Если бы они [продюсеры] попросили меня что-то изменить, я бы ответила: «Нет, спасибо, я не приду».
Актриса «всегда пыталась играть женщин с сильным характером». Американский период принес ей разноплановые роли — от бесстрашной соратницы повстанцев в военной драме «Гордость и страсть» (1957) до гувернантки в ромкоме «Плавучий дом» (1958). Партнером актрисы в обоих фильмах был Кэри Грант, с которым у нее случился роман.
Они сошлись во время совместной работы над «Гордостью и страстью». Во время романтических ужинов Грант рассказывал о тяжелом детстве, а однажды дал актрисе бесценный совет: «Голливуд — это простая сказка. Если ты это понимаешь, тебе никогда не будет больно». Полюбить американскую фабрику грез чужестранка Лорен так и не смогла, хотя индустрия подарила ей еще несколько культовых героинь.
В «Мальчике на дельфине» (1957) актриса воплотила прозорливую ныряльщицу Федру, мечтающую разбогатеть, продав древнюю статую, а в «Черной орхидее» (1958) разделила терзания вдовы Роуз Бьянко, которая заново училась ценить жизнь. Роль во втором фильме принесла Лорен Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в Венеции.
Удовольствие от съемок затмевала любовная драма, занимавшая все мысли Лорен: «Я совершенно запуталась в себе, потому что разрывалась между двумя мужчинами и двумя мирами…Я знала, что мое место находится рядом с Карло — он был моей безопасной гаванью. Но мне было трудно устоять перед магнетизмом такого мужчины, как Кэри, который сказал, что готов отказаться от всего ради меня». В итоге Лорен вернулась в Италию, где соотечественники встретили ее как голливудскую звезду.
Триумфальные драмы и возвращение на фабрику грез
В 1960-х Лорен сыграла главные роли в своей карьере у режиссера Витторио Де Сики. В драме «Чочара» (1960) пропустила через себя страдания молодой вдовы Чезиры, готовой пожертвовать всем лишь бы защитить дочь-подростка от ужасов войны. Чтобы понять трагическую историю героини, Лорен обратилась к воспоминаниям собственной матери, тратившей последние силы на заботу о детях в период Второй мировой. В душераздирающей роли Чезиры 26-летняя актриса израсходовала весь драматический диапазон, заставив режиссера рыдать на съемках.
Благодаря безысходному перформансу в «Чочаре» Лорен стала первой женщиной, получившей «Оскар» за роль на иностранном языке.
После съемок в военной драме она подалась в комедию. В триптихе «Вчера, сегодня, завтра» (1963) Лорен появилась в образах богатой домохозяйки, проституированной женщины и уличной торговки. Лорен в полной мере раскрыла свой комический потенциал и даже станцевала стриптиз, что в начале 1960-х сочли достаточно провокационным.
В «Браке по-итальянски» (1964) она сыграла секс-работницу Филумену Мартурано, которая в разгар войны встретила богатого бизнесмена и в будущем решила извлечь из этого знакомства максимальную выгоду. За сложный образ прагматичной женщины Лорен получила номинацию на «Оскар». Перезапустить голливудскую карьеру ей позволил комедийный триллер «Арабеска» (1966) с Грегори Пеком. Роковая роль любовницы нефтяного магната несколько обесценивала драматический талант Лорен, зато химия между актерами ощущалась в каждой сцене.
Триумфальным камбэком в американское кино Лорен обязана Чарли Чаплину, без которого едва бы решилась вернуться в Голливуд. Режиссер предложил ей сняться в его ромкоме «Графиня из Гонконга» (1967) вместе с Марлоном Брандо. Актриса гениально справилась с ролью аристократки Наташи Александровой.
«Работа с Чарли была важным моментом в моей жизни, и когда мы закончили, я плакала, потому что это был один из самых замечательных моментов в моей карьере. Он учил меня ремеслу. Боже мой! Сам Чарли Чаплин! Все трепетало внутри меня, но внешне я выглядела очень спокойной и делала вид, что понимаю каждое его слово», — вспоминала она.
Женщины трудной судьбы
Кульминацией своего актерского пути Лорен считает роль Джованны в военной драме «Подсолнухи» (1970) Витторио Де Сики. История отчаянной итальянки, которая в 1943 году отправилась на поиски мужа, без вести пропавшего в Советском Союзе, критики называли «искусственно романтической», но отмечали, что Лорен играла на пике возможностей.
Судьбы женщин на войне и после нее красной нитью проходят через карьеру актрисы. Лорен сбегала из суровых драм в комедии, но неизбежно возвращалась в кино о разрушенных жизнях.
В 1970-х за ироничными амплуа благочестивой монахини («Белый, красный и…» с Адриано Челентано) и любовницы гангстера («Куколка гангстера») последовала еще одна роль женщины трудной судьбы. В драме «Необычный день» (1977) Лорен трагически воплотила итальянскую домохозяйку и поклонницу Муссолини, которая провела сутки в компании соседа-антифашиста и осознала, что тоже является узницей режима.
В документалке «Софи Лорен: Ее собственная история» (1980) актриса, играющая саму себя, проработала детские травмы. С экрана итальянка поведала об ужасных лишениях, которые терпела во время войны.
Последний художественный фильм с Лорен тоже связан с проживанием болезненного прошлого. В драме своего сына Эдоардо Понти «Вся жизнь впереди» (2020) актриса самоотверженно сыграла измученную мадам Розу, бывшую секс-работницу, которая пережила Холокост, а теперь заботится о детях проституированных женщин и тщетно пытается прикрыть остатки человечности цинизмом.
Критики хвалили Лорен за то, что она все еще способна выдать проникновенный перформанс. Актриса не скрывает, что в ее карьере были моменты, когда она чувствовала себя потерянной: «Но потом я говорила себе: «Заткнись. Будь сильной. Просто продолжай и попробуй. Иногда ты совершаешь ошибки, а иногда выигрываешь. Я совершила несколько ошибок, но я все равно выиграла».