Не везет в карьере, повезет в любви – это про нее. Из перспективной молодой актрисы эта длинноногая красотка в одночасье превратилась в голливудского изгоя. Но не отчаялась: отсутствие успеха у критиков с лихвой компенсировало внимание мужчин (и каких!) Правда, и тут не все было гладко…
Легендарными становятся не только собравшие кассу фильмы. Бывает, что картина проваливается в прокате, получает чудовищные рецензии, а с ними целый букет сомнительных премий, но… Все равно западает в сердца и души и простых зрителей, и киноманов-интеллектуалов, которые, пусть и тайком, но не прочь иногда отвлечься от артхауса на что-то такое – простое, душевное и с огоньком.
Фильм «Шоугелз» 1995 года – яркий тому пример. Сначала эпичный провал по всем фронтам, а потом, со временем, статус культового кино девяностых и нежная любовь миллионов зрителей по всему миру.
Откуда, как вы думаете, такое количество людей, которые ласково называют Versace «Версейс» или по-нашему «Версасе»?
Реплику, которую в Доме Versace по сей день не забыли и считают одной из PR-побед, в фильме произносит главная героиня Номи Мэлоун в исполнении ныне 48-летней актрисы Элизабет Беркли. По сюжету юная амбициозная танцовщица покоряет Лас-Вегас – но делает это так стремительно, что, не успев толком насладиться всеми благами мира роскоши и власти, сталкивается с его неприглядной изнанкой. Она разочаровывает и разочаровывается, но, не успев рухнуть вниз, решительно покидает «город грехов».
«Как только я прочитала сценарий, – вспоминала Беркли. – я сразу сердцем почувствовала – мое». Что поделать, если сердцу не хочется покоя. Оно же не подсказало Элизабет, что этот фильм станет в ее жизни главным испытанием на прочность. И речь отнюдь не об откровенных костюмах или сценах.
Любая молодая актриса мечтает о таком проекте, чтобы продемонстрировать во всей красе не только свой драматический талант, но и внешние данные. А Беркли было что показать, не говоря о том, что она умела это делать – играла, танцевала и снималась в рекламе эта уроженка пригорода Детройта с детства. С 15 лет Беркли была одной из главных героинь в суперпопулярном подростковом ситкоме «Спасенные звонком».
Собственно, ей и нужен был такой прорыв – во взрослое во всех отношениях кино, чтобы всем показать: Элизабет Беркли выросла. Голливуд, встречай!
«Если бы я даже могла, я бы не стала ничего менять, честно, – спустя годы размышляла Беркли в интервью People. – Фильм изменил меня, и я была бы другим человеком, если бы не все те уроки, которые этот опыт мне преподнес». А уроки были такие, что тут никакой звонок бы не спас.
Критики не оставили от картины камня на камне, не пощадив ни режиссера со сценаристом, мастодонтов Пола Верховена и Джо Эстерхаза, ни исполнительницу главной роли Беркли. В течение года, а страсти не утихали долго, акулы пера упражнялись в поисках синонимов к словам пустышка и бездарность. От серьезных киноальманахов до таблоидов – имя и фото Беркли мелькали везде. Сегодня такому пиару многие бы порадовались, но она была раздавлена. Ей хотелось работать, расти, развиваться, но…
«Знаете, это как будто вас выставляют за дверь на мороз, а на вас не то чтобы много одежды», – так описывала свое состояние тогда Беркли. Ее не снимали, не звали на вечеринки и мероприятия, исподтишка исключили из тех тусовок, где она давно была своей. Но тут и кроется главный секрет Беркли: она страдала, но – как бы ее ни подталкивал к этому окружающий мир – не сдавалась. Вместе со своим агентом она методично отправляла заявки на студии, разыскивала сценарии, пробивалась на кастинги… Главных ролей в ее жизни больше не случилось, но яркие второстепенные были – и в «Клубе первых жен», и в «Проклятии нефритового скорпиона» у Вуди Аллена.
Осознав, что ей не повторить успех Деми Мур или Николь Кидман, Беркли сделала ход конем и начала работать в театре. Да, это не кино, не «важнейшее из искусств», фан-база там даже у суперзвезд сильно меньше, но Беркли исполнила свое главное желание – снова играть, и заиграла так, что привела в недоумение всех своих критиков.
«Надо отметить, что за прошедшие годы ее мастерство сильно выросло», – писали те, кто еще недавно ее высмеивал, не понимая, как так вообще вышло.
Если в карьере приходилось постоянно стараться и всем все доказывать, то в личной жизни обладательнице бесконечных ног и зеленых глаз везло. По крайней мере, «пустышкой, возомнившей себя не пойми кем» ее никто не считал. Все беспокойные годы поисков себя после провала «Шоугелз» рядом с Беркли был актер Роджер Уилсон, они даже были помолвлены и готовились к свадьбе. Но чары Элизабет обладали такой силой, что притягивали к себе молодых и безбашенных – например, ее ровесника Ди Каприо.
Лео заприметил Лиз весной 1998 года на нью-йоркской премьере своего фильма «Человек в железной маске». Беркли пришла туда с Уилсоном, но Ди Каприо это не остановило. Он начал преследовать актрису, требуя свидания. В какой-то момент в ситуацию вмешался разъяренный Уилсон, и дело кончилось уличной дракой, вызовом полиции, а потом и иском на 45 миллионов долларов, который Уилсон предъявил Лео и нескольким его друзьям, участвовавшим в потасовке, а до этого – в преследовании Беркли.
Иск через несколько лет суд отклонил, но гораздо раньше Элизабет и Роджер расстались. Ди Каприо впредь она избегала, сделав определенные выводы о нраве любимца Голливуда. О да, как мы понимаем, сейчас такой инцидент стал бы основанием для тотальной отмены и дела о харассменте, но счастливчик Лео проскочил и тут, не запятнав свою репутацию и вовремя переключившись на необщительных моделей.
В 2000 году в жизни актрисы случилось одно из важнейших событий – на занятиях танцами она познакомилась с Грегом Лореном, красавцем-художником и племянником суперизвестного дизайнера Ральфа Лорена. Так и танцуют до сих пор. В 2003 году пара сыграла свадьбу на берегу моря в Мексике, причем фасон платья невесты, как и смокинг жениха, лично разрабатывал сам Ральф.
Девять лет спустя, в 2012 году, у пары родился сын Скай. Но еще раньше Элизабет умудрилась стать если не матерью, то феей-крестной для тысяч девчонок по всей Америке…
В 2006 году, неожиданно в том числе и для самой себя, Элизабет Беркли написала книгу для девочек под нехитрым названием «Спроси Элизабет». Читая анонсы, многие язвительно посмеивались, какие еще советы может дать подрастающему поколению героиня фильма «Шоугелз» — неужели как крутиться на шесте и идти по головам? Но на деле книга оказалась бестселлером и легла в основу масштабного социального проекта помощи девушкам-подросткам.
Сама Беркли говорила, что вложила в книгу всю душу, все свои переживания и боль. «Я знаю, каково быть изгоем и как не потерять себя тогда, когда в тебя никто не верит», – рассказывала она в интервью той поры, и ей верили все – и взрослые журналисты, и юные девчонки, которые забрасывали ее письмами, подходили на улицах, чтобы просто посоветоваться и получить слова поддержки.
Выглядит Беркли по сей день неизменно роскошно – могла бы по-прежнему украшать красные дорожки вместе с актрисами первого эшелона. Но ее дорожка оказалась иной, далекой от блеска, вспышек и звездной пыли. «Кто бы мог подумать, что в итоге мое призвание – помогать людям, тем, кто в беде, кому нужна поддержка, – рассказывала Элизабет Беркли в интервью People. – Ведь я прошла через огонь и вышла оттуда живой и почти невредимой».