Почему Надежда Ламанова, которая стояла у истоков советской моды, ушла из жизни в полном забвении

Пожилая женщина устало присела на скамейке в сквере Большого театра. Надежда Ламанова – легендарная модельер, которую называли «русской Коко Шанель» должна была эвакуироваться вместе с Художественным театром, но не успела. Про художника по костюмам, видимо, не вспомнили, она застала лишь покидающие театр грузовики с багажом. Сердце кутюрье ёкнуло и остановилось…

Когда-то в партере театра в платье «от Ламановой» можно было увидеть княгиню, а в месткоме фабрики «Заря» выступала простая станочница, которая купила его в магазине.

В 1925 г. в столицу Франции отправилась подруга Маяковского, Лиля Брик. Они с сестрой получили особое задание: прогуливаться по парижским улицам в необыкновенных платьях, которые были пошиты из полотенец, скатертей, кусочков разных тканей. Это была реклама коллекции из Советского Союза, представленная для показа на Всемирной выставке. Она была подготовлена двумя звёздами искусства: Верой Мухиной и Надеждой Ламановой.

Готовясь к созданию коллекции, Ламанова работала не с шёлком и бархатом, а с тем, что смогла достать из бабушкиных сундуков у знакомых, купить на барахолке. Творить приходилось на коленке. К счастью, материала, который бы не подчинился её мастерству и таланту, не существовало. Из тонких, капризных тканей, словно по мановению волшебной палочки, в её руках возникали прекрасные модели.

Она придумывала модные платья и очаровательные аксессуары из обычных материалов. Находила способ их обыграть: создав особый стиль, именуемый в наше время «этно», и который опирался на народный покрой и узоры.

В этом же стиле и «по-другому» выглядели простые деревянные бусы и грубая ткань. Резкие цветовые контрасты заменяли переливы. Коллекция была принята с восторгом. Мухина и Ламанова были представлены к награде.

Профессия, которая стала искусством

В детстве и юности Надежда Ламанова не занималась никаким искусством.

Надя родилась 14 декабря 1861 г., в пос. Шутилово Нижегородской губернии, в семье обедневшего дворянина, полковника Петра Михайловича Ламанова и его супруги Надежды Александровны, дочери генерала-майора.

В 1873 г. Надя поступила в закрытое училище для девочек. Окончив семь классов, девушка решила пойти в 8-й, чтобы получить профессию сельского учителя географии. С документом об окончании училища, Надежда вступила во взрослую жизнь. Но на её пороге, она ясно поняла, что не горит желанием вернуться в сельскую глубинку и уехала в Москву.

Столицу империи покорить было престижнее, но Надежда решила начать карьеру с Москвы. Она приняла предложение страхового агента Павла Андруцкого выйти замуж. Поступила в двухгодичную школу кройки и шитья Ольги Александровны Суворовой. С семьёй не заладилось, муж вскоре скончался. А вот с профессией модельера она угадала.

В то время Надежда, с короткой стрижкой, держалась независимо, и даже с некоторым вызовом, любила играть в карты. В 1879 г. Ламанова поступила на работу в ателье Войткевичей и за короткий срок превратилась в главную закройщицу. Тогда она и мечтать не могла, что пройдёт не так уж много времени и она попадёт в общество, блистающее не только нарядами, но и семейными бриллиантами. Высший свет будет заказывать у неё элегантные платья по последней французской моде.

«Поставщица двора Ея Императорского Величества»

А пока Надежда набирала клиентов, работала закройщицей в чужом ателье. Кроила она оригинально: наматывала на женщину кусок ткани и поворачивала клиентку, втыкая в ткань булавки. Не все соглашались на такой невиданный ранее эксперимент, но дама готовая потерпеть такое неудобство, получала платье, сидевшее идеально на любой, даже не идеальной, фигуре.

Но главный фокус наступал, когда нужно было освобождаться. Если булавки выпадали, то приходилось начинать сначала. Это был ритуал, во время которого клиентка боялась дышать. Стоит отметить, что скроенное платье, шили другие.

В конце XIX в. Ламанова вышла замуж за красавца-юриста Андрея Павловича Каютова, который обожал театр и нередко играл в спектаклях МХАТа. Это был удачный брак, в семье царили согласие и взаимопонимание. Детей в браке, продлившимся 45 лет, не было. Надежда познакомилась с труппой театра, в т. ч. актрисой Гликерией Федотовой и начинающим актёром Константином Алексеевым (Станиславским).

В это же время она открывает своё ателье и значительно поднимает цены за пошив. Надежда становится известным модельером. В апреле 1898 г. Надежде Андруцкой пожаловали звание поставщика Императорского Двора.

Парижские новинки и русские девочки-ученицы

В 1901 г. режиссер Константин Сергеевич Станиславский пригласил Ламанову во МХАТ.

В 1908 г. Надежда приобрела участок на Тверском бульваре и заказала постройку здания под ателье известному архитектору Никите Герасимовичу Лазареву. Она купила квартиру и в Париже, куда ежегодно ездила за закупками и знакомилась с новинками европейских кутюрье. По их примеру она отказалась от корсетов и шила элегантные платья-рубашки.

Зимой Надежда часто уезжала на своём автомобиле в лес, где совершала довольно длительные лыжные прогулки. Она почти не изменилась, став известным модельером, лишь перестала носить короткую стрижку. Ламанова осталась такой же грубоватой, авторитарной и заносчивой.

Мало кто знал, что она воспитывает и обучает шитью десятки девочек из бедных семей, помогает женщинам хорошо оплачиваемой работой. А огромные прибыли тратит на благотворительность. Надежда всю жизнь помнила то, как в первое время в Москве ей помогали чужие люди.

Пособие для модниц СССР

Революция изменила жизнь в стране. Коснулась она чёрным крылом и семью Каютовых. Надежда Петровна и её муж в 1919 г. были арестованы. Лишь благодаря супруге Максима Горького, Ламанову освободили. Андрея Павловича переводили из одной тюрьмы в другую, из колонии в лагерь. В 1931 г. он был расстрелян.

В ателье осталось только две швеи, а заказов меньше не становилось. Теперь это были: жёны и подруги представителей новой власти, актрисы и костюмеры из киностудий и театров. В кинокартинах «Цирк», «Аэлита» и др. — её исторические костюмы вызывали бурю восторга у режиссёров.

В 1930-х годах Ламанова и Мухина создали оригинальное пособие для модниц СССР. Это были выкройки одежды актуального кроя из тканей, которые было легко «достать». Например: тёплый платок или шаль, солдатская шинель, вышитые полотенца. Эти модели прилично выглядели и были удобны. Но коллекция не поступила в массовое производство.

Да, художницы испытали настоящий фурор в Париже, но ведь они так искренне стремились помочь своим соотечественницам.

В 1926 г. Ламанова выполнила заказ на создание коллекции этно, представляющей культуру северных народов. Однако эта коллекция была предназначена на экспорт.

Театр, который её забыл

После отмены НЭПа, Надежда в основном работала во МХАТе. Она умела создать выразительные и пышные наряды буквально из ничёго. Её костюмы украшали спектакли «Женитьба Фигаро» и «Принцесса Турандот». Ламанова провела несколько мастер-классов с молодыми театральными костюмерами.

Военное время сломило несгибаемую доселе Надежду Петровну. Это было предательство театра, которому она посвятила немало лет и сил. Коллектив театра был эвакуирован, ей об этом даже не сообщили. 14 октября 1941 года, совершенно случайно, они с сестрой оказались рядом в тот момент, когда от ступеней храма искусств отходил последний грузовик с актёрами. Про них все забыли.

Сестра пыталась успокоить Надежду, она горячо убеждала её, что они поедут на дачу, где им будет спокойно. На следующий день, две пожилые женщины шли в магазин мимо театра. Сердце известного модельера не выдержало. Надежда Петровна покачнулась, словно ища опору, присела на лавочку, и упала… Ей было 79 лет.

Могила великого модельера долгие годы считалась утерянной, однако скромную табличку отыскал московский некрополист Сергей Лепешкин на дальнем участке в дебрях Ваганьковского кладбища. Её платья до сих пор участвуют в выставках, костюмы – в музеях. О Надежде Ламановой снят не один документальный фильм, она стала героиней по крайней мере одного сериала.

Оцените статью
Почему Надежда Ламанова, которая стояла у истоков советской моды, ушла из жизни в полном забвении
«Заглушил голоса настоящих жертв»: Бейонсе и Jay-Z возмутились сравнением с P. Diddy