56 лет назад, 20 ноября 1966 года на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Кабаре», которому суждено было стать одним из самых известных и успешных мюзиклов и оскароносным фильмом, включенным в список самых ценных картин, обязательных для передачи будущим поколениям.
Экранизация мюзикла принесла исполнительнице главной роли Лайзе Минелли мировую популярность и одновременно стала для нее роковой точкой отсчета, приведшей к необратимым последствиям.
Литературной основой «Кабаре» стали рассказы из «Берлинских историй» К. Ишервуда о жизни в Германии начала 1930-х гг. и пьеса «Я – камера» Д. ван Друтена, где центральной коллизией были любовные отношения американского писателя и певицы берлинского кабаре. Действие в мюзикле разворачивается на фоне прихода к власти нацистов. Молодой писатель влюбляется в артистку кабаре Салли Боулз и предлагает уехать вместе с ним в Париж, но она принимает решение остаться.
Премьера мюзикла «Кабаре» в постановке знаменитого бродвейского режиссера Гарольда Принса состоялась в «Бродхерст-театре» 20 ноября 1966 г. Постановка имела невероятный успех и выдержала 1165 представлений, а также получила 8 премий «Тони», в том числе – в номинации «Лучший мюзикл».
14 раз на роль главной героини прослушивалась Лайза Минелли, но роль досталась актрисе Джилл Хейуорт. Тем не менее Лайза Минелли включила песню «Кабаре» в программу своих выступлений в ночном клубе, а через 5 лет получила долгожданное предложение сыграть эту роль в кинопостановке.
Режиссером одноименного фильма стал Боб Фосс, который до этого занимался постановками на Бродвее в качестве хореографа и танцовщика. Сам он считал себя несостоявшимся художником, который создает свои картины с помощью кинокамеры. Именно таким произведением искусства и стал фильм «Кабаре» – одна из лучших картин в истории мирового кинематографа. Бобу Фоссу удалось снять не просто развлекательный мюзикл, а настоящую антифашистскую драму.
Производством фильма занималась компания Эй-би-си, руководство которой хотело видеть в главных ролях знаменитых актеров, однако продюсер настоял на приглашении восходящих звезд кино Лайзы Минелли и Майкла Йорка. И не прогадал – они принесли фильму настоящий успех.
После съемок киноверсии мюзикла Боб Фосс и Лайза Минелли стали друзьями и сохранили эти отношения до конца дней. Однако у этой дружбы была и обратная сторона: говорят, именно режиссер пристрастил актрису к наркотикам. Лайзе Минелли было 26 лет, когда в 1972 г. мюзикл вышел на экраны и неожиданно сделал ее звездой мирового масштаба. Критики публиковали восторженные отзывы: «Песни, танцы, пластичность, естественность Лайзы Минелли не с чем сравнить и невозможно описать — надо видеть, какая это „от Бога“ актриса».
Мюзикл Боба Фосса завоевал 8 «Оскаров», 7 высших наград от Британской академии кино и телевидения, 3 «Золотых глобуса» и собрал в прокате больше 42 млн долларов. Новые предложения посыпались на Лайзу Минелли одно за другим. Она снималась в кино и крутила романы с самыми богатыми и родовитыми кавалерами. В 1974 г. она вышла замуж за известного режиссера Джека Хейли, на их свадьбе было 700 приглашенных.
Актрису окружали толпы фанатов и мнимых друзей, большее число которых привлекали исключительно ее слава и деньги. На волне популярности и успеха Лайза Минелли попала в такую зависимость от алкоголя и наркотиков, что вскоре это стало для нее серьезной проблемой.
Съемки в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» завершились грандиозным скандалом: жена режиссера Мартина Скорсезе подала на развод, заявив, что он тратит огромные средства на покупку наркотиков для себя и своей любовницы Лайзы Минелли. В конце 1977 г. актриса уже была вынуждена отменять спектакли из-за проблем с кокаином. В следующем году она собралась с силами и отправилась на лечение. Ей удалось победить свою зависимость и вернуться к нормальной жизни и работе.
Тем временем мюзикл «Кабаре» продолжал свое триумфальное шествие: в 1986 г. он был поставлен на французской сцене и после международных гастролей получил «Мольера» как лучший музыкальный спектакль. В 1987 г. состоялась премьера обновленной бродвейской постановки в «Империал-театре».
В 1993 и в 1998 гг. новый мюзикл Сэма Мендеса в Лондоне и на Бродвее выдержал 2377 представлений. А в 2003 г. Смитсоновский институт включил «Кабаре» в число 8 фильмов, которые необходимо сохранить для будущих поколений.