Сегодня в рубрике «Неизвестное кино» хочу рассказать вам про фильм, который сначала заинтересовал меня фамилией режиссера, а потом удивил… И этот фильм вы, скорее всего, пропустили.
Смирнова: Вы себя не жалеете?
Гордон: Нет, блин!
Смирнова: А вы себя любите?
Гордон: Нет, блин!
Смирнова: Тогда вы и других не любите. Именно поэтому.
Гордон: Да, блин!
Толстая: В этом всё и дело.
Гордон: А я скрываю?
Фрагмент диалога из передачи «Школа злословия»
Мне кажется, Александр Гарриевич немного позирует. Не мог человек, который не любит людей, снять такой человечный фильм как «Огни притона».
Гордона можно уважать, можно на дух не переносить, но вот в чем я почти уверена — он совсем не тот человек, каким хочет казаться на экране. А настоящего Гордона нам, к сожалению, никогда не узнать. Интересная личность. Противоречивый, без сомнений талантливый человек, но сегодня не о нем, а о его третьем(!) фильме — «Огни притона», 2011.
Ток-шоу «Закрытый показ» вернулось в эфир
Может быть, кто-то помнит передачу «Закрытый показ», где Александр долгое время был ведущим? Ток-шоу, где горячо и жестко обсуждались кинофильмы. Шоу дебютировало на «Первом» в марте 2005 года, а в 2021, после длительного перерыва (с 2013), снова вернулось в эфир.
Вот туда Гордон и «принес» свое кино, которое снял ещё в 2007 году, но по ряду причин, на экран оно вышло только в 2011.
В лучших традициях шоу, картину раскритиковали «от» и «до», а вот мне фильм понравился. И не только мне: он был хорошо принят на «Кинотавре» 2011 года. Более того, многие тогда заметили, что фильм сильно отличается от всего, что мы привыкли видеть на экране. И с этим я тоже полностью согласна.
«Огни притона», 2011
В основу фильма легла повесть, написанная отцом Александра, Гарри Гордоном. И хотя «притон» присутствует и в названии фильма, и в самой истории, грязью она себя не запятнала. Фильм, как оказалось, намного чище многих других.
И если особенно строгие зрители легко навешивают ярлыки «падших женщин» на фривольных героинь различных произведений, начиная с Ани Карениной, то здесь как раз тот случай, когда действительно «падшую женщину» назвать таковой довольно сложно.
Весь фильм — это сплошное доказательство, что мама Люба намного лучше тех, кто презирает её за «биографию».
Актерский состав
В целом картина снята так, что кажется, маленьких и незначительных ролей в ней просто нет, но Оксана Фандера бесподобна.
Ада Роговцева — мать Любы — потрясающая игра, а в роли не больше двадцати слов. Материнская любовь борются в ней с ненавистью, просто потому что беспутную надо ненавидеть… Общие сцены матери и дочери — это такое напряжение, что слова просто лишние.
Роль Адама Гордон предложил сначала Олегу Меньшикову, но тот не рискнул, посчитав проект слишком эпатажным, и роль юродивого поэта досталась Алексею Левинскому, больше известному театральному зрителю.
А ещё красивая Екатерина Шпица, у которой карьера пошла в гору именно после этого фильма, Евгений Цыганов в самом расцвете сил, Богдан Ступка…
Яркие характеры и образы сложились в идеальную мозайку, и у Гордона получилась красивая, современная, по-своему смелая драма. Простая, но глубокая история о человеческих взаимоотношениях на колоритном фоне Одессы. Сильная и качественная, оставляющая горькое послевкусие и… надежду.
Если не смотрели, забирайте в закладки. Два часа просмотра пролетят незаметно, а ваша кино-копилка пополнится новыми впечатлениями. А если смотрели, встретимся в комментариях