Нередко моду последних лет XVIII и первых лет XIX века называют «нагой», поскольку женщины тогда носили весьма смелые платья, а по сравнению с модой предыдущих веков так и вовсе фантастически смелые. Но! Не все и не всегда.
Как мы с вами сегодня вовсе не обязательно одеваемся так, как показывают в модных блогах и журналах, так и в ту эпоху на совсем уж дерзкие наряды решались немногие.
Костюм в любом случае очень упростился и изменился. Вместо плотных шелков — тонкие хлопковые ткани, вроде муслина. Вместо пышных юбок — узкие, льнущие к ногам и даже обрисовывающие колени при движении. Вместо талий на естественном, положенном им природой месте — завышенные, что акцентировало внимание на груди. Вместо жёстких корсетов — относительно мягкие, и не для того, чтобы делать акцент на талии, а для того, чтобы держать и повыше поднимать бюст. Декольте, которые открывали уже не только грудь, как раньше, но и часть спины. И короткие рукава, которые открывали руку выше локтя, что раньше и вообразить было нельзя. Словом, даже самое скромное платье начала XIX века была намного более откровенным, чем самое нескромное платье прежних лет.
И при этом были женщины, которые готовы были шагнуть ещё дальше. Они носили плотно облегающие телесные панталоны и не надевали нижних юбок, так что создавалось впечатление, что под платьем нет вообще ничего. Они решались на лифы не просто с очень большим декольте, а на полупрозрачные, так что бюст был, фактически, выставлен напоказ. Есть даже миф, мол, платья специально смачивали водой, чтобы они больше облегали тело — подтверждения этому ни в одном серьёзном труде по истории костюма или в свидетельствах современников я всё ещё не нашла. Однако он весьма живуч. Юбки иногда делались с разрезами, так что в них мелькали ножки в туфельках с высокой шнуровкой, наподобие античных сандалий. И…
И, повторюсь, так делали немногие. Во Франции таких дерзких дам называли «причудницами» — окончание эпохи террора многим вскружило головы, и на моде это тоже, разумеется, сказалось. Но и позднее, и в других странах некоторые дамы готовы были выставить себя напоказ. Недаром одним из прозвищ красавицы Екатерины Багратион было «обнажённый ангел».
Однажды меня пригласили на танцевальный вечер, темой которого был Венский конгресс. 1814 год — соответствующие платья, соответствующие танцы. У всех участников были роли — персонажи той эпохи. Мне на выбор предложили либо императрицу Елизавету Алексеевну, жену Александра I, либо Екатерину Багратион. Но с условием, что я сошью «прозрачное платье». Нет, роль крадущейся вокруг кавалеров «Белой кошки» (как ещё называли княгиню Багратион) была не по мне, и я предпочла печальную тихую императрицу.
А вот девушка, выступившая в роли Екатерины, была в полупрозрачном белом платье с декольте, похожим на те, что вы видите на этих портретах. Когда во время танцев шаль, бывало, падала у неё с плеч, все кавалеры, которые танцевали неподалёку, как по команде, поворачивали голову в ту сторону. И их можно понять!
Но нагая мода — не для всех.