Кристобаль Баленсиага считал, что жизнь кутюрье — «собачья» жизнь

Самый скромный и самый великий модельер Парижа Кристобаль Баленсиага царил на модном троне рука об руку с Кристианом Диором. И Диор, и Шанель называли Кристобаля единственным настоящим модистом, который мог раскроить ткань и сшить из нее шедевр, всех прочих считали просто дизайнерами. Между тем, Кристобаль не сходил с ума от своего величия, а вел тихую и набожную жизнь.

Из Страны Басков

Кристобаль был уроженцем Гетарии, где увидел свет в 1895 году. Местом его рождения стал север особенной Страны Басков. Отец будущего модиста был умелым рыбаком, а еще он держал судно для туристов и иногда избирался местным мэром. Когда глава семейства сгинул в море, его вдова вспомнила о том, что ранее была швеей. Ей нужно было кормить Кристобаля и других детей. И она обшивала две знатные семьи.

Интерес к шитью у Кристобаля был от матери Мартины. В школе мальчик приобрел лишь начальное образование: чтение, обязательный катехизис, письмо. Больше юнец нигде никогда официально не учился. Но шить и кроить молодой Баленсиага начал довольно рано.

В 12 лет подросток пошел в подмастерья к портному. Рядом с деревушкой, где жил портной, развивался модный курорт Сан-Себастьян. Однажды одаренный подмастерье увидел, как из церкви в этом городке вышла маркиза Каса Торес. На ней был надет необычный и отлично скроенный костюм от кутюр. Молодой портной самонадеянно сказал, что пошил бы точно не хуже. Маркиза остановилась, осмотрела юношу и предложила ему ткань, а также свой наряд в качестве образца.

Баленсиага немного испугался, но вызов принял. Он сшил костюм по образцу из дорогой ткани, что дала ему маркиза. Знатная женщина даже надела новый наряд на выход, а самого храброго портного пристроила в ателье на модном курорте.

В то время маркиза и подумать не могла, что помогала будущему великому испанскому кутюрье. Впоследствии внучка маркизы, когда выходила замуж за бельгийского короля, заказывала Баленсиага наряд на свадьбу. А до того времени в 1912 все та же маркиза помогла своему протеже перебраться в Париж.

Курортное ателье

Обучившись премудростям всяким в Париже, Кристобаль вернулся на курорт Сан-Себастьян, чтобы там открыть свое дело. Он нашел партнеров, адаптировал парижские модели под испанские реалии и начал собственный бизнес. Его ателье пользовалось популярностью. После первых тридцати наемных работников потребовалось расширение. Было открыто еще одно ателье. Но после краха монархии в Испании все изменилось.

Из-за кризиса власти в стране были проблемы с работой и доходами граждан. Вещи от кутюр стали последним, что могло интересовать испанцев. Оба ателье обанкротились. Но Кристобаль рук не опустил.

В 1934 модельер попробовал открыть ателье в Мадриде, использовав фамилию матери Эисагурре. Потом была гражданская война. Тогда Кристобаль принял решение перебраться во Францию. Но и про родину он тоже не забывал.

В 1937 ему, наконец, удалось открыть модный дом на французской земле. Вместе с Вискаррондо Кристобаль в тот же год представил парижанам первую коллекцию. В период очередной войны Баленсиага модный дом не оставил. Еще он убедил весьма упрямого Лелонга, возглавлявшего большой модный Синдикат, в том, чтобы не переносить центр модной жизни из Парижа в сомнительный в этом плане Берлин.

В послевоенное время Кристобаль стал процветающим кутюрье. В Париже его стали называть «Пикассо моды». Ни один этап создания нового платья или рубашки не обходился без тщательной проверки Кристобаля. Он всегда подбирал эскиз под ткань, а не наоборот. И считал такой подход подлинным залогом успеха.

Одежда от Баленсиага была лаконичной и свободной. Платье играло вокруг женщины, Кристобаль не любил обтягивающих нарядов. Он предпочитал работать в полнейшей тишине. Его ателье находилось недалеко от церкви. Посреди рабочего дня модельер мог несколько раз сходить в храм, чтобы там помолиться.

Кутюрье на пенсии

В 1968 Кристобаль завершил последний проект коллекции и отошел от дел. Он закрыл любимый им модный дом, оставив работать только производство духов. Его дело продолжил Андре Курреж, который был одним из наиболее способных учеников великого модиста.

До своей смерти модельер тихо жил в Валенсии. К работе на пенсии он вернулся лишь однажды, чтобы создать свадебный наряд для внучки того самого генерала Франко. В 1971 Кристобаль побывал на похоронах Шанель. Когда его спросили о том, что значило для него прожить жизнь дизайнера, Кристобаль ответил, что это означало прожить «собачью» жизнь. Ведь он часто и много работал без выходных, праздников или отпуска. Скончался тот, кого в модном мире почитают и сегодня, в 1972 году.

За долгую жизнь модельер разработал собственную концепцию «естественной элегантности», с помощью которой мог из уличной торговки фруктами сделать леди. В этом был весь Кристобаль. Он никогда не отступал от своих идей или принципов.

Оцените статью
Кристобаль Баленсиага считал, что жизнь кутюрье — «собачья» жизнь
Сбежал от нее в Африку: почему Том Брэди не пригласил Ирину Шейк на свой день рождения