В Османской империи мальчиков воспринимали в качестве представителей мужского состава семьи после свершения ритуального обряда обрезания. Тогда его воспитанием начинал заниматься отец, который и решал, готов ли его сын завести собственную семью.
Если же сын достиг брачного возраста и был готов жениться, то на помощь ему приходила мать, поскольку одним из главных ее функций был подбор подходящей невесты своему сыну.
Выбор невесты
Обычно потенциальную невесту искали среди знакомых семей. Но бывало и так, что мать мальчика могла взять с собой своих двух-трех подруг и пойти в дом к незнакомым людям с просьбой показать им дочь хозяина. Их достойно и с радушием принимала и развлекала хозяйка дома, пока ее дочь готовилась к смотринам.
Как только девушка была готова, она должна была предложить гостям выпить кофе из самого дорогого кофейника, что был у них в доме, и ухаживать за потенциальными родственниками, соблюдая все правила приличия.
Девушка не смела удалиться в свою комнату и покинуть гостей до тех пор, пока главная гостья не возвращала чашку. Это был своего рода знак, что смотрины окончились, и девушка может уйти.
Смотрины в бане
Иногда смотрины проводились и в бане. В Османской империи было немало общественных бань (хамаммов), которые женщины воспринимали не только, как место, где можно привести себя в порядок, но и место, где можно посплетничать, найти новых подруг и невест своим сыновьям.
В выбранный день женщина, ее подруги, потенциальная невестка и ее мать отправлялись в баню. Таким образом, обмануть будущую свекровь бы не удалось. Она наглядно видела все достоинства и недостатки девушки.
Бывало, что женщины, представлявшие сторону мужа, намеренно высказывались лестно или нелестно о девушке, из-за чего та волновалась и с трудом могла продемонстрировать все свои умения и преимущества.
В случае, когда девушка нравилась матери молодого человека, та делала брачное предложение от имени сына, после чего рассказывала ему о его будущей жене.
В то время правила приличия не позволяли жениху и невесте не только общаться, но и видеть друг друга до тех пор, пока обе стороны не договаривались о проведении свадебной церемонии. Однако в бедных семьях такие правила приличия редко соблюдались настолько строго.
В поиске жениха
Матери девушек начинали готовиться к свадьбе своих дочерей практически с момента их рождения. Собирали белье, одежду, расшитые платки, семейные драгоценности – и все это заворачивали в красивую скатерть и хранили до свадьбы.
Когда у девочек происходило половое созревание (примерно в 12 лет), их покрывали чадрой и уже могли выдавать замуж. Тогда и начиналось самое интересное: матери девочек посещали свах, рассказывали о красоте, богатстве и умениях своих дочерей, пополняли приданое. Не обходилось и без интриг.
Как только поступало предложение о браке со стороны жениха, мать девушки расспрашивала о работе и перспективах молодого человека. Если жених не подходил семье девушки, то ее родители могли сослаться на дурные предзнаменования, которые могли помешать счастью молодых. Такой тактичный отказ благоприятно воспринимался родителями жениха и не портил отношения между семьями.
Как принято во многих культурах, у потенциальной брачной пары не спрашивали согласия на женитьбу. Зачастую семьи, желавшие породниться, договаривались о свадьбе еще тогда, когда их дети только рождались.
Как только обе стороны приходили к согласию о браке и обговорили финансовые вопросы, молодые люди обменивались свадебными подарками и составляли брачный договор. Он вступал в силу, если не было препятствий к свадьбе: родство по крови, общая кормилица, иное вероисповедание, иные брачные узы. Что касается религии, то мужчина мог жениться, например, на христианке, а вот женщина могла выйти замуж только за мусульманина.
Наиболее благоприятным днем для заключения брака считалась пятница, вслед за ней шел понедельник.