Сергей Бондарчук талантливый актер и один из лучших кинорежиссеров ХХ столетия. За экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» он получил «Оскар», сумел заставить уважать советское кино в Европе и снимать кино мирового уровня вместе, но позже на родине в СССР попал в немилость у более молодых коллег и был лишен привилегий.
Сергей Федорович видел в кино глобальный потенциал, который обогащает и развивает внутренний мир человека, пробуждая в нем высокие чувства и лучшие качества. Такую установку он себе дал еще во время съемок фильма «Судьба человека» про солдата Андрея Соколова, который во время Великой Отечественной войны усыновил сироту.
Кинолента имела ошеломляющий успех – в год выходы на экраны ее посмотрели более 30 миллионов советских зрителей, что для 1950-х годов очень много.
Но, безусловно, главным трудом Сергея Бондарчука по праву считается «Война и мир». Над этой экранизацией режиссер работал несколько лет. Все части киноэпопеи были буквально расписаны на бумаге.
На каждую роль тщательно подбирался актер. После долгих раздумий на роль Наташи Ростовой утвердили начинающую актрису Людмилу Савельеву. На роль Андрея Болконского режиссер позвал Олега Стриженова, но тот отказался, тогда Сергей Федорович обратил внимание на Иннокентия Смоктуновского, но и тот оказался занят одной из главных ролей в своей жизни – он только приступил к изучению Гамлета.
И только тогда Бондарчук утвердил Вячеслава Тихонова, кандидатуру которого предложила лично министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Режиссер сомневался – ему Тихонов поначалу казался недостаточно аристократичным. Да и сам актер был одолеваем сомнениями – шутка ли, такую роль играть, огромная ответственность. Но Бондарчук твердо сказал: снимаем дальше.
Фильм «Война и мир» оценили во всем мире, эта киноэпопея принесла Советскому Союзу первый «Оскар». Режиссер позже много снимал, но этот шедевр остался вершиной его творчества.
Переломный момент в карьере, да и в жизни Сергея Федоровича наступил с апреле 1986 года во время проведения V съезда Союза кинематографистов.
В середине 80-х годов в СССР объявили курс на Перестройку. Гласность провозгласили в искусстве, коснулась она и кино. Страна уверенными шагами шла к большим переменам.
На этом съезде делегаты провозгласили упразднение цензуры, право киностудий на свободное существование. Теперь круг тем, которые разрешалось поднимать в кино, резко расширился.
Киноленты, которые десятилетиями пылились на полке по цензурным соображениям, или из-за невысокого качества работы, теперь можно было выпускать на экраны.
На том самом съезде Сергей Бондарчук лишился поста секретаря правления Союза кинематографистов, которую он до этого занимал 15 лет. Также постов лишились известные режиссеры Лев Кулиджанов и Станислав Ростоцкий.
Во время выступлений их закрикивали, над ними смеялись. За Бондарчука открыто заступился только Никита Михалков. Другие же обвинили Сергея Федоровича в официозе и кумовстве.
Режиссер после окончания съезда предсказал глубокий упадок в русской культуре, и даже развал страны. Именно это через пять лет и произошло.
Несколько лет Сергей Бондарчук не работал, потому что его «попросили» даже из его собственной мастерской во ВГИКе, где он преподавал много лет, также его лишили всех привилегий.
Позже он начал снимать российско-итальянский сериал «Тихий Дон», но из-за прекращения финансирования проект пришлось заморозить. Его доснял и выпустил на экраны сын Сергея Федоровича – Федор Бондарчук.
В 1994 году великий режиссер ушел из жизни после инфаркта в возрасте 74 лет. Его здоровье подорвали именно те самые события, разделившие его жизни на «до» и «после».