О маленьком черном платье существует ряд легенд – неудивительно, если учесть, что речь идет об одном из самых заметных явлений в истории моды и о таком предмете одежды, который присутствует, наверное, в гардеробе подавляющего большинства женщин на планете. А о потенциале такого платья и его способности быть уместным практически везде хорошо знают и деловые женщины, и любительницы шумных тусовок, и домохозяйки. Вот как появилось это платье.
«Форд от Шанель»
Нельзя сказать, чтобы черный цвет оставался вне поля зрения законодателей моды до появления маленького черного платья. С изобретением стойких красителей – а произошло это еще в XV веке – он пользовался большой популярностью у аристократов, а потом, как водится, и у сословий попроще. В XIX веке в Европе черный носили особенно много – причиной тому была «мода на траур», введенная королевой Викторией и «окрасившая» в этот мрачный цвет значительную часть нарядов в гардеробах: траур носили долго, со вкусом, а жизнь то и дело предоставляла поводы его возобновить.
Черный цвет был обычным и для одежды приютских воспитанниц – скромный, практичный цвет для одинаковых скучных платьев, лишавших девочек всякой индивидуальности. Все это было максимально далеко от понятий «мода», «шик», «элегантность». Коко Шанель не понаслышке была знакома с сиротской униформой – детство ее прошло в школе при монастыре. Парадоксально, но она же спустя пару десятилетий возвела черную «униформу» на вершину моды.
В 1926 году в журнале Vogue появился вошедший в историю эскиз маленького черного платья от Шанель. Прямое платье-сорочка, достаточно свободное, без излишеств, скрывающее колени – их Мадемуазель, как известно, считала «самой уродливой частью женского тела».
Новому черному платью было суждено стать униформой для женщин с хорошим вкусом – платьем вне времени и вне модных тенденций. Простое, долговечное, открывающее бесконечные возможности для самовыражения с помощью аксессуаров, оно получило тогда прозвище «Форд от Шанель» – как нечто доступное для многих, практичное и достойное.
Не всегда маленькое, но всегда черное
Появление маленького черного платья сопровождалось легендой – якобы Коко Шанель придумала его в память о погибшем возлюбленном. Вряд ли это было так – но сам цвет этой модной новинки позволял каждой женщине вносить или не вносить в свой облик намек на утрату. Как бы то ни было, а с двадцатых годов прошлого века черный цвет благодаря в том числе и новаторству Шанель, перестал напрямую ассоциироваться с трауром, став прежде всего одним из ценных инструментов для создания женского образа.
Если говорить о легендах, то и само изобретение такого платья запомнилось миру в несколько искаженном виде. Дело в том, что на самом деле Шанель ничего не изобрела: похожие наряды уже несколько лет к моменту выхода знаменитого выпуска благополучно продавались разными модельерами. Жанна Ланвен, например, была среди тех, кто обогнал Шанель в создании базового черного платья. Вероятнее всего, сама Габриэль была вдохновлена кем-то из тогдашних модниц, создавая свою концепцию.
Как бы то ни было, а в историю вошла именно формула Шанель: простота, многофункциональность, лаконичность, независимость от капризов моды. Любовь к маленькому черному платью благополучно пережила Великую депрессию и Вторую мировую: именно оно оказалось наиболее доступно в тяжелые времена. В послевоенное время многие компании, не изобретая велосипед, сделали черное платье-футляр униформой для работниц. Платье выдержало конкуренцию и с диоровским нью-луком, ставшим сенсацией конца сороковых.
Вне моды и вне времени
Универсальность маленького черного платья заключается в том, что днем оно может служить офисной одеждой, а вечером в нем же можно отправиться на любое торжественное мероприятие – стоит лишь снять жакет, добавить правильные аксессуары и сменить обувь. Так было сто лет назад – так дело обстоит и сейчас. После Шанель маленькое черное платье появлялось в коллекциях все большего числа модельеров. Одним из самых известных стало творение Живанши для героини Одри Хэпберн в фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани». В 2006 году это платье было продано с аукциона за 467 тысяч фунтов стерлингов.
В черном платье выступала Эдит Пиаф – этот наряд не отвлекал зрителей от музыки и песен. Впрочем, нельзя сказать, что популярность черных платьев оставалась неизменной на протяжении всей его истории: в пятидесятых, а потом в семидесятых куда большее внимание модницы уделяли другим цветам, оставляя черный на втором плане.
С шестидесятых платья становились все короче; первоначальная длина маленького черного платья была уже не так актуальна. В девяностые с таким платьем стали носить массивные ботинки. Но устареть и выйти из моды ему, видимо, не грозит никогда.
В черном платье хоть раз появлялась на публике каждая актриса, певица, женщина-политик – и стоит признать, что модных провалов среди таких появлений совсем не много: прежде всего потому, что главная идея, сформулированная когда-то Коко Шанель, допускает множество подходящих вариантов образа для любой женщины. Черное платье справедливо считается чем-то вроде холста, который в руках умелого мастера становится шедевром.