95 лет назад родилась удивительная французская актриса Жанна Моро. Её сложно было назвать красавицей, а многие режиссёры даже хотели отказаться от работы с ней, потому что считали её абсолютно нефотогеничной. Она была обладательницей несимметричного носа, маленьких ушей и толстых губ, но мужчины ради одного только взгляда актрисы готовы были проститься со всеми благами мира.
Она навсегда осталась символом интеллектуальной женственности и одной из великих соблазнительниц в кино. Ей удалось в течение всего нескольких дней разрушить довольно крепкий брак Тони Ричардсона и Ванессы Редгрейв.
Интеллектуальная женственность
Она с детства мечтала стать актрисой, тайком бегала в театр и не боялась отца, который грозил всеми карами небесными тем, кто просто интересуется искусством, читает газеты или смотрит кино. Жанна Моро, слегка повзрослев, уже начала многое понимать и готова была на всё, лишь бы жить по собственным правилам, а не в атмосфере навязываемых отцом запретов. К тому же, глава семьи, увидев фотографии дочери на первых полосах газет после того, как она начала играть в театре, и вовсе изгнал бунтарку из дома.
Жанна Моро не огорчилась, теперь ей не нужно было скрывать свою профессию, она стала самой молодой ведущей актрисой Comedie Francaise, а затем начала сниматься в кино. Но режиссёры, с которыми работала начинающая киноактриса, очень быстро пришли к мнению, что звездой ей не стать. Мало того, что она обладала не слишком, по их мнению, привлекательной внешностью, так Жанна Моро ещё и всеми силами избегала нанесения плотного грима.
Она уже приближалась к своему 30-летию, когда судьба свела актрису с режиссёром Луи Малем. Он снимет её в лучших своих картинах «Лифт на эшафот» и «Любовники», а последний принесёт Жанне Моро репутацию соблазнительницы благодаря откровенным сценам, в которых она появлялась. Именно после «Любовников» и их успеха она станет одной из самых востребованных актрис. И в полном смысле этого слова роковой женщиной.
Режиссёры, работавшие с актрисой, моментально увлекались ею. Им импонировала её невероятная податливость и способность не играть, а жить в кадре. Она никогда не репетировала до изнеможения, Жанна Моро, по её собственным словам, просто обсуждала роль с режиссёром и начинала играть. И в жизни, и в кино она стала символом не красоты, но женской соблазнительности.
Она играла барышень лёгкого поведения очень достоверно, и невозможно было поверить, что сама она никогда не занималась древнейшей профессией. По её словам, тайны жизни она узнала ещё в детстве от настоящих «ночных бабочек», посещавших дешёвый отель, где жила семья Жанны Моро. В жизни же актрису тоже нельзя было уличить в соблюдении всех приличий и стойкости моральных устоев.
Мужчины буквально поклонялись ей, а женщины кричали вслед актрисе проклятия, у неё были отношения со многими режиссёрами, которые её снимали. Сама Жанна Моро объясняла это просто: создатели фильмов всегда влюбляются в своих актрис, играющих главные роли, а после вызывают у них ответные чувства. В списке любовных побед актрисы значатся Луи Маль и Петер Хандке, Франсуа Трюффо и Орсон Уэллс, Уильям Фридкин, Джозеф Лоузи и многие другие, включая и небезызвестного Пьера Кардена. Был среди тех, кто не устоял перед чарами роковой женщины, и британский режиссёр Тони Ричардсон.
Разрушенный брак
К моменту встречи с британским режиссёром за Жанной Моро уже прочно закрепилась репутация разрушительницы семейных очагов. Но Тони Ричардсон и его жена Ванесса Редгрейв, наверняка, были уверены, что их брак никому не под силу разрушить. Когда супруги вместе смотрели фильм «Жюль и Джим», где Жанна Моро сыграла роль женщины, в которую влюблены двое мужчин, они были очарованы игрой французской актрисы. Тони и Ванесса наблюдали за ней с нескрываемым восхищением и не могли себе представить, что наступит момент, когда они все вместе окажутся на съемочной площадке.
Жанне Моро было уже 37, когда Тони Ричардсон пригласил её на главную роль в свою картину «Мадемуазель», решив, что никто лучше не справится с воплощением на экране образа добропорядочной учительницы, со временем превратившейся едва ли не в воплощение всех пороков. Актриса казалась просто идеальной кандидатурой на роль Мадемуазель. Режиссёр и актриса встретились в Париже и моментально прониклись симпатией друг к другу.
28-летняя Ванесса Редгрейв уже тогда почувствовала беспокойство и пыталась убедить мужа пригласить другую актрису, но он хотел видеть в главной роли только Жанну Моро. Ванесса на встрече не присутствовала, но после возвращения мужа домой твёрдо решила: один на один она своего супруга с француженкой не оставит. Не зря же о её любовных похождения ходило так много слухов, большая часть из которых оказалась реальностью.
Ванесса Редгрейв ещё не догадывалась, что её брак с Тони Ричардсоном повис на волоске. Она понимала, что симпатия уже возникла, но надеялась обезопасить себя и мужа своим постоянным присутствием на съёмочной площадке. Съёмки «Мадемуазель» проходили в центральной части Франции в департаменте Коррез. Туда же, помимо актёров и всей съёмочной группы, и направилась Ванесса Редгрейв, прихватив двоих дочерей, Наташу и Джоэли. Муж поселил семью в живописном месте в небольшом, но очень милом доме, расположенном недалеко от съёмочной площадки.
Жанна Моро приехала в числе первых, чтобы познакомиться с местностью, где предстояло работать, и сумела в считанные часы очаровать всю съёмочную группу. Актриса была обаятельна, очень вежлива и внимательна ко всем. Она не капризничала, не строила из себя «звезду», хотя имела на это право, ни на кого не повышала голос и вообще оказалась очень приятным в общении человеком.
А всего через несколько дней после приезда актрисы Ванессе Редгрейв уже доложили об измене муже. Она не хотела в это верить и вовсе не собиралась закатывать мужу скандалов. Но придя на съёмочную площадку, она имела возможность убедиться лично в том, что муж испытывает весьма пылкие чувства к исполнительнице главной роли.
Он смотрел на неё с нескрываемой страстью, словно забыв о присутствии жены. Жанна Моро открыто флиртовала с режиссёром, делая это с нескрываемым удовольствием и ничуть не смущаясь присутствием множества людей, в том числе и Ванессы Редгрейв. Моро обнимала Тони Ричардсона при малейшей возможности, могла прижаться к нему, погладить по руке, будто это она была его законной женой.
Режиссёр влюбился, как мальчишка, и даже не скрывал этого. Всего через несколько дней после начала съёмок он уже ночевал в разных комнатах с собственной женой.
Ванесса пыталась поговорить с мужем, но он упорно избегал любых разговоров. Жанна Моро сохраняла невозмутимость в присутствии жены режиссёра, а Ванесса говорила сопернице комплименты, чем немало удивляла последнюю. Редгрейв была уверена, что страсть мужа быстро пройдёт, и он снова вернётся в семью. Но в 1967 году он оформил развод с супругой, хоть мужем Жанны Моро он так и не стал. Через время они расстались, актриса в очередной раз кем-то увлеклась и улетела, оставив Тони Ричардсону лишь воспоминания об их пылком романе. Для неё он был всего лишь очередным увлечением, каких будет ещё много.
Жанна Моро никогда не хотела быть похожей на других знаменитостей, она всегда жила по собственным правилам, ломала стереотипы и разбивала мужские сердца. Но в конце жизни она всё же осталась в одиночестве.