Мода – это зеркало времени. И когда в обществе происходят настолько переломные периоды, как войны, мода обязательно в этих процессах участвует. Война влияет на каждую из сфер жизни: начинаются проблемы в экономике, что влияет на цену и наличие тканей, процесс изготовления одежды затрудняется, да и сам стиль непременно переживает перемены.
Когда в стране постоянно стреляют, взрывают и что-то захватывают, на первый план выходит другие вещи. Особенно сильно модную индустрию меняли мировые войны, которые оставили неизгладимый отпечаток на том, как выглядят женщины сегодня.
Эмансипирующая Первая мировая война
Когда заходит речь о Первой мировой, в голову приходят глобальные геополитические изменения, ведь после того, как обе стороны сложили оружие, прежний мир просто перестал существовать. Но этот вооруженный конфликт спровоцировал еще и развитие культуры, начало новой эры.
Война ворвалась в жизни миллионов женщин, и они были вынуждены полностью изменить свой жизненный уклад: вчерашние классические домохозяйки сменили корсеты на удобную униформу и пошли работать на фабрики и заводы.
Когда мир охватывает огонь становится не до моды и полового разделения в предметах гардероба. Пока мужчины сражались на фронте, женщинам нужно было жить и выполнять огромную работу в тылу.
Все производство на время военных действий полностью перекраивалось. И производство одежды тоже. Предприятия легкой промышленности переходили на пошив военной формы, и это очень повлияло на женскую одежду: на жакеты добавили шнуровку, а в костюмах появились отложные воротники, более известные как «Стойка авиатора».
Модельеры добавляли больше накладных карманов, и постоянно укорачивали подол юбки. Это делали не только потому что это было удобно, банально не хватало тканей, и нужно было постоянно экономить. Проблемно было найти ткань для костюмов, ведь натуральная шерсть сразу шла на пошив военной формы. Поэтому быстро рынок захватили костюмы из джерси, которые стали трендом того сложного времени.
Война стала причиной закрытия многих модных домов, более востребованными стали платья, которые годятся на все случаи жизни. Женский гардероб стал эмансипированным, крой стал свободным. В это время появился известный «военный кринолин», подразумевающий несколько нижних юбок. Как видим, многослойность активно входила в женский гардероб.
Женская мода времен Первой мировой подражает мужской. Особенно ясно прослеживается любовь к авиационной форме, когда речь заходит о верхней одежде. Например, женщины стали носить «aviatiqua», пальто просторного кроя, близкого к оверсайз, но с поясом. Этот предмет гардероба был сигналом о желании женщины освободиться от ограничений. Модельеры отказывались от выточек и форм, которые могли сковать движения.
Модели, которые изначально отшивались для военных, просочились и в тыл. Например, разработанный Томасом Бёрберри тренчкоут бежевого цвета из водонепроницаемого габардина до сих входит в топ базовых вещей гардероба модниц и модников.
Модельер Жанна Пакен усовершенствовала юбку-карандаш, добавив к классической модели небольшие складки, а сам силуэт сделала трапециевидным вместе узкого. Женщины получили то, чего хотели – на работу они могли носить не неудобные платья с корсетом, а более свободные варианты, со слегка заниженной талией и застежками на груди.
В гардеробе почти каждой работающей женщины в те времена можно было найти такой костюм: широкая юбка, позволяющая свободно двигаться, и жакета с воротником-стойкой и накладными карманами. Многие женщины носили практичные платья, как правило они были синего, серого, черного и коричневого цветов. Подобного толка одежда была хороша тем, что ее можно было носить целый рабочий день и не переживать о том, что появится пятно. Ну а уж если платье или костюм как-то серьёзно пачкалось или портилось прямо на работе, то женщина могла смело переодеться. Ведь если раньше без сторонней помощи это сделать бывало непросто, то теперь все застежки на одежде перенесли наперед.
Еще одно модной революцией времен Первой мировой стали штаны. Как правило, они были частью униформы некоторых профессий. Но очень быстро они интегрировались в женский гардероб и можно было увидеть женщин на улице в этом элементе мужской одежды.
Модные издания времен Первой мировой войны показывали, как женщинам одеваться в это тяжёлое время. И многие, например, Le Style Parisien публиковали образы для вдов. Это были обязательно закрытые предметы гардероба, шляпа с вуалью и все выполнено непременно в черном цвете. Главное было передать скорбь и боль утраты, и такие лаконичные мрачные наряды с этим как нельзя лучше справлялись.
В военное время женщины хотели оставаться женщинами, поэтому не отказывались от косметики. Да, на передовых постах макияж и украшения не приветствовали, но от таких строгих правил девушки умели уклоняться. Как раз в эти годы на рынке укрепились теперешние гиганты Rimmel и Maybelline, их косметика стала доступной.
Особенного внимания заслуживают украшения. Недостаток материалов с лихвой компенсировали креативностью. Модницы носили кольца и браслеты из частей снарядов и боеприпасов, которые им дарили любимые, пришедшие с войны героями.
Первая мировая война исполнила давнюю мечту суфражисток – дала женщинам эмансипироваться. Они получили (правда ненадолго) возможность трудиться на уровне с мужчинами и, что более важно, они начали ощупать свою важность и значимость. Во время, когда ценилась практичность и предприимчивость, женщины обладали всем арсеналом личностных качеств и инструментов, чтобы самим решать, какой будет женская мода.
Вторая мировая война и модная революция
После завершения Первой мировой войны мир потихоньку пришел в себя. Мужья, отцы и сыновья вернулись домой, все понемногу возвращалось на круги своя. В течение 20 лет модная индустрия активно развивалась. Когда в конце 30-х Третий Рейх решил захватить весь мир и приступил к конкретным действиям, в моде были женственные и элегантные фасоны.
Но Вторая мировая заставила женщин беспощадно попрощаться с любимыми модными вещами. Война сделала то, что она прекрасно умеет – упростила все, свела жизнь к минимуму и основным задачам. И моды это тоже коснулось.
Красивые платья в миг исчезли, шелковые чулки уступили дорогу носкам, а тюрбаны заменили косынками. В конце 30 – начале 40 годов и мужчины, и женщины были одеты одинаково – в рабочие комбинезоны, практичные и простые. Матерям и женам не оставалось ничего другого, как сменить ушедших на фронт на заводах и фабриках. Но даже война не остановила прогресс и развитие. Напротив, во время дефицита материалов и товаров люди показали, насколько они умеют выкручиваться и выживать в самых разных условиях.
Наученные горьким опытом Первой мировой войны, во Вторую тотальную экономию начали сразу, и тяжко пришлось уже в 1941 году. Например, в Великобритании с 1941 года вплоть до 1949 года одежду можно было купить только по карточкам. Правительство жестко ограничивало шитье одежды для гражданских. Очень пострадала мужская одежда: двубортные костюмы сменились однобортными, ограничили количество карманов и запретили делать отвороты на брюках и двойные манжеты. Даже застежки-молнии стали «вне закона», исключением было лишь женское белье и мужские подтяжки.
Лондон становится новой модной столицей. Пережившие лишения Первой мировой британцы быстро адаптировались к новым реалиям, несмотря на дефицит они не просто жили дальше, но и творили моду.
В 1942 году в мире моды произошла настоящая революция. Редактор британского Vogue Элисон Сэттл создает модный̆ синдикат, похожий на уже существующий во Франции. Устраивается конкурс, в котором участвуют 32 дизайнера. Перед ними стоит четкая задача: создать пальто, платье и костюм. Модели должны быть не только красивыми, но еще и практичными, и доступными для обычных британцев. Главные требования: отсутствие кружева и вышивок, а также железных и металлических пуговиц, не более двух карманов у платьев, не больше трех карманов у пальто и пиджаков.
В период такой повсеместной экономии появлялись и совершенно удивительные модные ноу-хау. К примеру, в Великобритании появились «костюмы сирен». Это стильные комбинезоны, которые были идеальными для похода в бомбоубежище во время воздушной тревоги. Комбинезон можно было быстро надеть, они были удобными, а в женских моделях была сзади специальная панель, которая растягивалась и девушка могла, не снимая его сходить в туалет.
В не меньшем стрессе во время войны пребывали и американцы. Они не очень хотели ввязываться в войну, которая охватывала все больше стран на другом континенте, но дерзкое нападение японцев на Перл-Харбор все изменило. Жизнь в стране мгновенно изменилась. Американские фабрики, как и британские сразу изменили формат своей работы, ограничили декор, минимизировали количество карманов и перестали шить капюшоны.
Очень болезненно проходило ограничение на количество обуви. В США тоже действовала система карточек, и на человека полагалось не более 3 пар кожаной обуви.
Главным трендом стала обувь на пробковой подошве. Правила экономии миновали лишь женские шляпки, и дизайнеры всю свою креативность направляли туда.
Простые граждане во время войны тоже креативили как могли. Да, было тяжко и желанное платье было не достать, но ведь были старые костюмы и рубашки, одеяла и наволочки. И это стало прекрасным материалом для платьев, блузок и детской одежды. А вот из штор шили свадебные платья, ведь даже в столь мятежные времена люди не прекращали любить друг друга.