Наталья Вавилова — советская киноактриса, получившая известность и любовь на просторах СССР после премьеры кинофильма «Москва слезам не верит», где ей досталась роль дочери ключевой героини, Александры. Советские юноши были влюблены в ее киногероиню, а песня «Александра» стала настоящим хитом, который многие помнят до сих пор наизусть. И пусть Вавилова сыграла немного ролей, но все они были яркими и запоминающимися.
К сожалению, карьеру этой прекрасной киноактрисы погубила одна досадная случайность, после которой Наталья Дмитриевна забросила кинематограф. Но, несмотря на это, она навеки останется в сердцах зрителей красивой, обаятельной и талантливой киноактрисой.
Помощник режиссера заметил в очереди
Наталья Вавилова родилась 26 января 1959 года в Москве. Ее отец был дипломатом, а мама — домохозяйкой. Помимо Натальи, в семье росло еще три дочери и сын. Наташа была младшим ребенком, поэтому ей всегда доставалось больше любви и опеки. С самого детства родители думали, что их дочь займет пост в МИДе, но у судьбы были другие планы.
Квартира Вавиловых находилась неподалеку от «Мосфильма», и как-то раз красивую 15-летнюю Наталью в магазине заприметил ассистент режиссера Юлии Солнцевой. Аристократические черты и запоминающееся лицо с крупными красивыми глазами не могли остаться незамеченными для работника московской киностудии. Девушке предложили прийти на пробы, но Наташа сказала, что подумает и ушла домой.
Родители школьницы не были против такой авантюры, поэтому дали свое согласие на съемки, будучи уверенными, что это одноразовый опыт в кино для их дочери. Так Наталья впервые попала на экраны телевизоров в 1974 году в драматической кинокартине «Такие высокие горы», где сыграла ученицу.
Родители пытались помешать актерской карьере
Прошло немного времени, Наталья уже и позабыла о дебюте в кинематографе, решив, что больше ее не позовут на съемки. Но вот на «Мосфильме» девушку запомнили и смогли рассмотреть ее творческий потенциал, поэтому начали приглашать в другие проекты. Спустя практически два года после кинодебюта Вавиловой ее разыскал ассистент кинорежиссера Меньшова. Он пришел к юной девушке прямо в класс с предложением сняться в кинофильме «Розыгрыш» (1976).
В этой киноленте ей довелось сыграть скромную и стеснительную ученицу Таю, в которую влюбился герой актера Дмитрия Харатьяна. Этот фильм вмиг стал популярным, особенно среди юных телезрителей. Наталья прекрасно справилась с этой ролью, ей предрекали блестящее будущее в мире кино.
Наталья уже грезила о карьере актрисы, но мама с папой, обеспокоенные судьбой дочери, больше не разрешали ей сниматься, так как видели ее будущее, связанное исключительно с дипломатией. Чтобы напомнить о давно выбранной профессии, они даже записали дочь на специальные курсы при МИДе и запретили ей ходить на киностудию. Но девушка, в тайне от родителей, продолжила там появляться и посещать уроки в актерской мастерской при ВГИКе.
В скором времени режиссер Владимир Меньшов вновь пригласил Вавилову в свой новый проект под названием «Москва слезам не верит» (1979), но родители, естественно, запретили ей соглашаться на участие в фильме. Чтобы дочка не ходила на съемки тайком, папа начал следить за ней и запретил покидать квартиру, за исключением школы, и даже поднимать телефонную трубку.
Так что роль, сделавшая Вавилову знаменитой на весь СССР, могла бы и не случиться в ее жизни. Но Владимир Меньшов не оставлял надежды заполучить в свой фильм юную артистку. Заручившись поддержкой актера Алексея Баталова, режиссер приехал домой к родителям Вавиловой. Двое звездных гостей долго говорили с родителями Натальи, объясняя, что у их дочери явный актерский талант, и не стоит так просто его резать на корню.
Доводы и уговоры из уст известных людей, особенно любимого актера родителей, помогли Наташе получить разрешение на съемки. Эта роль стала знаковой не только для Вавиловой, которой родители разрешили заниматься любимым делом, но и для Меньшова, получившего за свою работу престижную премию «Оскар».
Роковое падение на съемках
Окончив школу, Наталья стала студенткой ВГИКа. По словам однокурсников Вавиловой, она была серьезной, сдержанной и закрытой девушкой. Во время учебы она все также продолжала сниматься в различных картинах, с завидной регулярностью пополняя свою фильмографию. Среди ее работ, где ей достались главные роли, можно выделить следующие киноленты: «Вторжение» (1980), «Шофёр на один рейс» (1981), «Ученик лекаря» (1983) и прочие.
В 27 лет Наталья получила роль в историческом кинофильме «Николай Подвойский», который снимал режиссер Юрий Борецкий. В картине актрисе нужно было изображать наездницу, поэтому она пару месяцев обучалась верховой езде в конной школе. Артистка научилась уверенно держаться в седле, но это не спасло ее от рокового падения. Во время репетиции сцены, где Наталья едет верхом, в конюшне случайно перепутали лошадей: актрисе досталась не смирная лошадка, подготовленная для съёмок, а та, у которой были давние проблемы со спиной.
Актриса попыталась оседлать лошадь, но та встала на дыбы от боли и сбросила Наташу. При падении девушка повредила позвоночник. Чья-то халатность стоила Вавиловой здоровья: около месяца актриса провела на больничной койке. Режиссер Юрий Борецкий слезно просил не предавать огласке этот ужасный случай, клятвенно пообещав, что на площадке дождутся ее выздоровления и не отдадут никому эту роль. Доверчивая актриса поверила, но вскоре выяснилось, что за неделю нашли другую артистку и продолжили съемки, как ни в чем не бывало.
Эта ситуация стала для Вавиловой настоящим ударом. Ее вера в порядочность здорово пошатнулась. Душевные муки от досады и человеческой подлости были для Натальи сильнее физической боли, несмотря на то, что она еще долго восстанавливала спину. Позже появились слухи, что актриса была в положении, но не смогла сохранить ребенка из-за травмы. Девушка долгий период времени не могла восстановить душевное спокойствие. После всего пережитого актриса потеряла уверенность в себе и своей профпригодности, и решила закончить кинокарьеру.
Муж помог справиться с депрессией
Пережить весь этот ужас и выйти из затяжной депрессии Наталье помог ее супруг кинорежиссер Самвел Гаспаров, которого актриса младше на двадцать один год. Он организовал для любимой жены длительный романтический тур по странам Европы, который помог Наталье отпустить все проблемы и печали, оставшиеся далеко в Москве. Супруги несколько месяцев отдыхали вдвоем, позабыв обо всем на свете.
По возвращении домой Самвел помог супруге обрести утраченную уверенность в себе и своем таланте. Он сделал все, чтобы она вернулась в кино. Спустя четыре года творческой паузы Вавилова засветилась в кинофильме своего супруга «Стервятники на дорогах» (1990). Изначально Гаспаров планировал снять две части фильма, но финансирование свернули, поэтому вышла лишь первая часть. Последней киноработой Вавиловой стала драматическая картина «Дело Сухово-Кобылина» (1991), а затем актриса решила завязать с киноискусством навсегда.
Личная жизнь актрисы
С мужем актриса познакомилась еще на премьере кинофильма «Москва слезам не верит». Значительная разница в возрасте не стала помехой на пути влюбленных в создании крепкой семьи, полной любви, нежности и поддержки. Супруг абсолютно не ревновал красавицу-жену к ее работе, а напротив, превозносил ее способности и талант.
Кстати, Самвел, как и Наталья, случайно попал в кино. От него ушла первая жена, и грузинский дальнобойщик уехал в Москву, чтобы с горя прогулять все свои деньги. В белокаменной он познакомился со студентами из ВГИКа и советским кинорежиссером Михаилом Роммом, который посоветовал Гаспарову выучиться на режиссера. Ромм заметил в Самвеле талант к интересному повествованию жизненных историй.
К сожалению, детьми Самвел и Наталья так и не обзавелись. Возможно, дело было в том злополучном падении и прерывании беременности, но Наталья никогда не распространялась на эту тему. Всю свою любовь она подарила дочке супруга от первого брака, Нине, и многочисленным племянникам, а также их детям.
Гаспаров создал для супруги все условия для хорошей жизни. Наталья сама спроектировала их дом на Рублевке и занималась садоводством. Со временем Самвел и Наталья решили продать дом и приобрести просторную квартиру в столице, так как дорога домой на Рублевку стала отнимать много времени. Наталья давно уже не дает интервью и не принимает приглашения на съёмки. Историями из их жизни изредка делился Самвел.
Более 40 лет супруги были счастливы в браке, пока весной 2020 года Гаспаров не ушел в мир иной на 81 году жизни. Режиссер много лет боролся с гастритом, а в пандемию заболел вместе с супругой коронавирусом. Наталья сумела побороть болезнь, а вот Самвел — нет. Сейчас актриса все также живет в столичной квартире с собакой по кличке Бой.