Кинопроизводство – странная штука. Иногда вещи, над которыми трудятся очень талантливые люди с наилучшими побуждениями, получаются далеко не самыми хорошими. И напротив, некоторые знаменитые и культовые сцены, знакомые каждому любителю кино, родились совершенно спонтанно, в весьма необычных обстоятельствах.
Эти культовые сцены, прежде всего, служат доказательством творчества в условиях ограничений – будь то время, деньги или даже плохое настроение актёра. Но даже в этом случае результат получился таким потрясающим, что мало кто догадается, что такая сцена – не плод сценариста, без устали работающего над сценарием в течение нескольких месяцев. Давайте посмотрим на несколько подобных примеров.
Заморозка Хана Соло – «Империя наносит ответный удар»
Сцена
Известный многим сюжетный поворот – в конце фильма «Империя наносит ответный удар» Хан Соло испытал на себе все прелести карбонитной заморозки.
Как это произошло
В ранних набросах фильма Хан должен был сбежать на Соколе тысячелетия вместе с Чуи, а не попасть в плен к Бобе Фетту и Дарту Вейдеру. Вот только из-за проблем с контрактами планы пришлось изменить. Если Марк Хэмилл и Кэрри Фишер дали согласие на участие в трёх фильмах, Харрисон Форд заключил контракт только на два.
Форд, который, как известно, не очень беспокоился о роли Хана Соло с самого начала, не давал никаких гарантий возвращения к третьему фильму, поэтому Лукасу пришлось заморозить Хана Соло, чтобы быть готовым к любой развязки. Откажись Форд от съёмок в «Возвращении джедая» — его персонаж просто остался бы замороженным. Как мы знаем, он согласился, поэтому Хана Соло благополучно разморозили в начале фильма.
Колебание воды – «Парк Юрского периода»
Сцена
Вступительная сцена для Тираннозавра, когда перепуганные Лекс и Тим становятся свидетелями его шагов, вызывающих эффект ряби в чашке с водой. Эта сцена сразу вошла в статус культовых, и её пародировали на протяжении десятилетий. Даже если Вы не смотрели «Парк Юрского периода», то точно видели подобную сцену в других фильмах.
Как это произошло
Невероятно изобретательный режиссёр Спилберг придумал сцену, когда ехал в машине под песню Earth, Wind & Fire, играющей на полную мощность, от чего зеркало заднего вида начало сильно трястись.
Это и подарило Спилбергу идею гениальной сцены. Однако когда дело дошло до съёмок. Спилберг и супервайзер эффектов динозавров (да, была и такая должность) Майкл Лантьери изо всех сил старались сделать колебание воды красивым. В итоге, Лантьери нашёл гениальное решение – использовать струну от гитары. Её вибрация и создала зловещее колебание воды, которое мы увидели в финальной версии.
Один точный выстрел – «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Сцена
Индиана Джонс столкнулся с очередной неприятностью на рыночной площади. Его преследовал арабский фехтовальщик, который призывал Джонса вступить в бой. Реакция Инди была великолепна – он просто вытащил пистолет и выстрелил, проделав это с лицом, полным раздражения.
Без сомнения, это одна из самых известных сцен за все четыре фильма про приключения Индианы Джонса.
Как это произошло
Происхождение этого момента что ни на есть самое легендарное. Харрисон Форд заболел дизентерией, а это означало, что он не мог находиться слишком далеко от туалета долгое время.
Это привело к тому, что противостояние с фехтовальщиком было сокращено до одного выстрела, поскольку изначально предполагалось, что это будет долгий и красивый бой, для которого каскадёр Терри Ричардс тренировался несколько недель.
Форд сказал Спилбергу «Давай просто пристрелим его», режиссёр согласился, а остальное уже историй. Как бы тщательно ни была задумана эта сцена, она была эффектно сымпровизирована в день съёмок.
Я – Железный Человек – «Железный Человек» и «Мстители: Финал»
Сцена
«Железный Человек», вышедший в далёком 2008 году и положивший начало киновселенной Marvel, завершается тем, что Тони Старк отбрасывает правило «Супергерой должен хранить личность в секрете». Он во всеуслышание сказал легендарные слова «Я – Железный человек».
11 лет спустя Старк повторил эти слова за мгновение до того, как щёлкнуть перчаткой бесконечности, превратив Таноса и его армию в пыль.
Как это произошло
«Железный Человек» начал сниматься без готового сценария, и многие моменты добавлены чуть ли не в последний момент. Старк, раскрывающий свою личность, и вовсе был импровизацией со стороны Роберта Дауни-младшего. Кевин Файги, услышав об этом, одобрил сцену, сделав её своеобразным твистом для финала фильма.
Забавно, но в «Финале» слов Старка так же не было в сценарии. Щелчок Старка изначально снимался без всяких слов с его стороны. Однако во время редактирования Руссо почувствовали, что Старку нужно что-то сказать, и после длительного мозгового штурма Джефф Форд предложил вернуться к «истокам». Руссо быстро одобрили эту идею и на следующий день собрали команду для пересъёмки сцены.