«Индиана Джонс» провалился в прокате. Виноват сюжет или бюджет?

Пятый фильм франшизы «Индиана Джонс» с 80-летним Харрисоном Фордом в главной роли был одним из самых ожидаемых релизов 2023 года. От проекта, являющегося продолжением существующей с 1981 года одной из самых успешных приключенческих историй, ждали многого. Тем более что прошлогодний ностальгический «Топ Ган: Мэверик» со старичком Томом Крузом неожиданно заработал 1,5 млрд. долларов. А вышедший ранее в этом году старомодный приключенческий фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров» подтвердил интерес публики к этому жанру.

Но… Выйдя в мировой прокат 30 июня «Индиана Джонс и часы судьбы» показал очень скромные суммы кинопроката. На данный момент он заработал всего 142 млн. долларов. Тогда как его бюджет — 295 млн. долларов.

Это провал. Но если посмотреть сам фильм «Индиана Джонс и часы судьбы», то он окажется вовсе не так плох, как эти цифры. Это действительно увлекательный приключенческий фильм, верный традициям своих предшествующих частей. Вышедший на пенсию археолог Индиана Джонс пускается в последнее путешествие в компании с молодой увлеченной подругой. За ними гонятся злостные нацисты. И все вместе они пытаются разыскать устройство, изобретенное Архимедом и способное отражать аномалии, такие как временные дыры. Все в лучших традициях «Индианы Джонса». Наверное даже слишком, что и сделало его слишком скучным для нового поколения кинотеатральных зрителей.

Рейтинг «Индиана Джонс и часы судьбы» скромный — 6,9 в IMDB. Но у предыдущей части «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» 2008 года рейтинг еще ниже — 6,2 в IMDB. При этом он легко заработал 780 млн. долларов в прокате.

Так что неудача нового «Индианы Джонса», также как многих других полупровальных фильмов последнего времени — это не столько вина самих фильмов, сколько вина их непомерно раздутых бюджетов.

«Индиана Джонс и часы судьбы» никогда не должен был раздуваться до бюджета в 295 млн. долларов. В 2008 г. у «Индианы» бюджет был 185 млн. долларов. Первый «Индиана» вышел в 1981 году с бюджетом 18 млн. долларов, второй — с бюджетом 28 млн., третий — 48 млн. И при том, что «Индиана Джонс и последний крестовый поход» в 1989 г. с бюджетом 48 млн. заработал 474 млн. долларов, тогда целесообразным было решение завершить трилогию, так как бюджет становился слишком большим и рискованным.

Однако сейчас студии так сильно уверовали в силу бренда, что убедили сами себя, будто практически любая популярная в прошлом франшиза сама по себе должна приносить им выручку в размере 1 млрд. долларов, а то и больше. Изначально было ясно, что при бюджете 295 млн. новый «Индиана» не принесет выручку в размере 2 млрд. Но эти деньги все-равно вложили…

Даже казалось бы успешный «Подземелья и драконы: Честь среди воров» с рейтингом 7,3 и восторженными отзывами зрителей, сложно назвать действительно хорошим проектом с точки зрения инвестиций. В фильм вложили аж 150 млн. долларов, а заработали в прокате всего 208 млн.

И таких примеров лент с непомерно раздутым бюджетом, которые еле-еле соскребают вложенные миллионы с карманов кинотеатральных зрителей — множество. «Русалочка» с рейтингом 7,3 могла бы быть хитом, но бюджет в 250 млн. долларов и бокс-офис 526 млн. делают ее скорее провальным проектом. «Форсаж 10» с бюджетом 340 млн. собрал 699 млн. «Трансформеры: Восхождение Звероботов» с бюджетом 200 млн. — 383 млн. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» с бюджетом 200 млн. — 476 млн.

Действительно об успехе приходится говорить только в случаях, когда франшиза действительно имеет активный потенциал притягивать зрителей в кинозалы. Это случилось с «Стражи Галактики. Часть 3«, которые при бюджете 250 млн. заработали 838 млн. И скорее всего случится с «Миссия невыполнима. Смертельная расплата» с бюджетом 290 млн. долларов.

Либо когда бюджет изначально не взлетел до небес. «Джон Уик 4» со своим бюджетом 90 млн. и сборами в размере 427 млн. долларов выглядит более чем хорошо. Аналогичная ситуация с мультфильмами «Человек-паук: Паутина вселенных» (бюджет — 150, выручка — 611) и «Братья Супер Марио в кино» (бюджет 100, выручка — 1 млрд. 340 млн.).

Причем такие несоразмерные бюджеты киностудии сохраняют только для своих брендированных серийных проектов. Единичные проекты изначально получают скромный бюджет. Например, многообещающие «Оппенгеймер» и «Барби» выходят в прокат с бюджетом лишь 100 млн. долларов.

2010-е приучили киностудии к тому, что киновселенные, сиквелы и ремейки даже если они получают скромные оценки зрителей и критические отзывы, все-равно приносят огромные суммы. Например, «Аквамен» 2018 г. при бюджете 160 млн. заработал 1 млрд 148 млн. в прокате, при том что рейтинг у него всего 6,8. Студия смело выделила на выходящий в этом году сиквел «Аквамен и потерянное царство» 205 млн. долларов. Но маловероятно, что в 2023 году зрители принесут в кассу хотя бы столько же, сколько в 2018 году.

В целом все это не так уж и плохо, как может показаться. Сегодняшняя кризисная ситуация вынудит студии больше ориентироваться на зрительские оценки и умерить выпуск франшиз в пользу самодостаточных проектов с умеренными бюджетами.

Оцените статью
«Индиана Джонс» провалился в прокате. Виноват сюжет или бюджет?
Горы мусора и резкий запах тела: 10 звёзд‑нерях, которым должно быть стыдно