Его очаровательная Дафна из комедии «В джазе только девушки» покорила не только престарелого миллионера, но и сердца миллионов зрителей. Актер, обладающий по-детски мягким и где-то наивным взглядом, «живым» лицом и непринужденной пластикой движения, мог играть как комические, так и трагические роли.
Не зря Джона Леммона прозвали Божественным Клоуном и Американским Арлекино. А вот какую роль в его жизни сыграли карты, болезнь товарища и необычная фамилия, расскажем ниже.
Карты, нестандартное место рождения и конфуз на сцене, которые предопределили будущее
С помощью карт, как говорится, можно предсказать будущее. В начале 1925 года в семье главы кондитерской компании по изготовлению пончиков из Бостона ожидалось появление нового члена. Но, как обычно, будущий отец Джон Юлер Леммон II проводил вечер за игрой в бридж. Да так увлекся карточной игрой, что довести беременную жену до клиники в срок не успел. Малыш родился прямо в лифте больницы Newton-Wellesley Hospital близ Мидлсекса. Ну как после этого не с юмором смотреть в будущее?
Мальчика по семейной традиции назвали Джон Юлер Леммон III. Казалось бы, он — новый продолжатель дела отца, и ему уготована судьба пончикового короля. Однако уже в детстве стало понятно, что у отпрыска совсем другие таланты, нежели искать новые рецепты сладкого теста. Волею случая он попал в школьный спектакль — просто заменить заболевшего маленького актера было некем.
Восьмилетний Джон без стеснения вышел на сцену. Слов он не знал совершенно, но так мастерски смог рассмешить весь зрительный зал, что сомнений не осталось — перед ними стоял будущий король комедии. Так, казалось бы, неминуемый конфуз Леммон сумел превратить в свой пока что маленький триумф.
Сказать, что родители были в восторге от «кривляний» наследника, было бы неверно. Однако надо отдать им должное — они не стали препятствовать в получении мальчиком новых навыков. Уже в 14-летнем возрасте Джон свободно играл на фортепиано, а позже, обучаясь в академии Phillips Andover Academy и Гарвардском колледже, он с удовольствием участвовал в культурных мероприятиях. Впрочем, и сам Джон не всегда прислушивался к строгим требованиям взрослых. В то время ученикам столь престижных заведений запрещалась любая театральная деятельность. Что ж, как Леммон III, он не участвовал в выступлениях, а вот под псевдонимом Тимоти Оранж наш герой вполне мог обходить это ограничение.
Прежде чем попасть в Голливуд, Джон Леммон успел пройти и службу в армии, и суровый жизненный отбор. В конце Второй мировой войны он попал на авианосец «Озеро Шамплейн» в качестве офицера связи. А позже, обучаясь в HB Studio на курсе Уты Хаген в Нью-Йорке, вынужден был подрабатывать. Среди освоенных им параллельно профессий можно назвать следующие: официант, ведущий праздничных мероприятий, аккомпаниатор бара Old Knick и ведущий на радио. Сеансы немого кино требовали от тапера не только мастерства пианиста, но и тонкого чувства музыкальной ситуации.
В свою очередь сам Джон, многократно просматриваю работу Чарли Чаплина и Бастера Китона, обучался нюансам комической игры. В итоге Леммон попадает на телевидение, где в течение пяти лет «набивает руку» в сериалах. Здесь то его и заприметило руководство кинокомпании «Коламбия пикчерс». Но, как говорится, дальше уже совсем другая история.
Совсем не горький лимон, или Как Леммон покорил Голливуд
Первый дебют Леммона в большом кино пришелся на 1954 год. Это было даже символично — картина называлась «Это может случиться с тобой». Конечно, «открытием года» Джон не стал, но участие в проекте легендарного постановщика Джорджа Кьюкора уже означало успех. Спустя год Леммона пригласили сыграть незначительную роль в комедии «Мистер Робертс», где блистали такие звезды Голливуда, как Генри Фонда и Джеймс Кегни. И вот удача — Леммона не просто заметили, а даже номинировали на «Оскар» за роль второго плана. Это была первая честно выигранная статуэтка, которая открыла широкую дорогу комическому таланту актера.
С этих пор от предложений агентов не было отбоя, и Джон пропадал на съемках постоянно. Только вот продюсеры намекали, что актеру лучше бы взять псевдоним, а то его фамилия звучит как «лимон», а это для комика не совсем уместно. Но актер шутил, что так выходит даже смешнее, и наотрез отказывался. Разве что теперь подписывался теперь не как Джон, а как Джек.
За несколько лет Леммон сумел сыграть в десятке картин. Он мастерски справлялся с характерными комическими ролями. Но мировую известность ему принесла роль в музыкальной комедии «Некоторые любят по-горячее». Напомним, что в советском прокате эта веселая картина вышла под названием «В джазе только девушки». Сюжет был по-умолчанию беспроигрышным — двое безработных мужчин вынуждены переодеваться в женские платья, чтоб получить место в музыкальном коллективе. Однако этот «номер с перевоплощением», который использовался еще в немом кино, в современных условиях требовал не просто работы гримеров и костюмеров, но и слаженности актерского состава.
На фоне звезды Мэрилин Монро дуэт Джек Леммон и Тони Кертис удачно дополняли друг друга. А сам Джек настолько увлекся перевоплощением, что его обаятельная Дафна даже получила предложение руки и сердца от стареющего миллионера, хотя изначально в сценарии этого прописано не было. Приправим такой «пирог» еще и профессионализмом режиссуры легендарного комедиографа Билли Уайлдера — и мировой успех обеспечен. Кстати, на «Оскар» снова критики выдвинули не звезд Голливуда, а Джека Леммона.
Сразу после премьеры режиссер вновь пригласил полюбившегося актера в свою команду. На этот раз это была и комедия, и драма — фильм «Квартира», которая вновь принесла Леммону номинацию на статуэтку американской киноакадемии. В последующем Леммон снялся еще в 5 картинах Уайлдера. Гений кино отзывался об актере всегда с почтением, выделяя в нем трудолюбие, деликатность и называя его мастером мизансцен. Особенно профессионализм актера проявился в картине «Заключенный 2-й авеню».
Леммон сыграл человека, потерявшего работу. При этом мастерски смог показать все переходы эмоционального состояния: от шока и растерянности до неприятия и бунта, а затем навязчивой идеи о заговоре. Об этой работе критики отзывались не иначе, как о «высшем пилотаже в актерском мастерстве».
И снова в 1973 году Джек Леммон получил «Оскар», на это раз за главную роль в фильме «Спасите тигра». Причем борьба за признание была не шуточной — на этот раз пришлось бороться за престижную статуэтку с такими мэтрами, как Аль Пачино, Джек Николсон, Марлон Брандо и Роберт Редфорд. Кстати, поговаривают, что за возможность сыграть в этой драме Леммон согласился на минимальный гонорар.
Любопытно, что в Советском Союзе Леммона признали «своим» актером. Политическая картина 1982 г. «Пропавший без вести» о событиях в Чили сразу была признана «антиамериканской», но при этом получила две премии Каннского кинофестиваля. Телефон актера власти даже поставили на прослушку, но актер даже был горд этим. Его успех в Европе был предопределен — как последователь своего любимого автора Антона Чехова, Джек Леммон совмещал в своей игре как смешное и ироничное, так и трагичные оттенки актерской игры.
Не удивительно, что в разные годы он стал обладателем таких престижных премий, как итальянского приза «Давид», кинопремии Британской киноакадемии и Венецианского фестиваля.
Друзья навеки, или каким Леммон был в обычной жизни
Бытует мнение, что расплачиваются за талант комика близкие люди. Однако не в этом случае — родные и друзья в один голос утверждали, что Джон был приятным и легким в общении. Он был дважды женат, причем последний его брак продлился 39 лет вплоть до его смерти. Его дети — сын Крис и дочь Кортни — впоследствии тоже стали актерами. Джек Леммон до конца жизни продолжал сниматься, хотя в последние годы страдал от неизлечимого недуга. Со своим напарником и другом по жизни Уолтером Маттау в течении 30 лет они создавали незабываемый комический кинодуэт. И последней просьбой Леммона стала просьба похоронить его рядом с товарищем, что и было сделано в июне 2001 года.
Кстати, все-таки кондитеры признали по-своему актера. В начале восьмидесятых компания Baskin Robbins одному из своих легендарных десертов дала имя Джека Леммона. Да, Бостон потерял пончикового короля, но в его лице весь мир приобрел Божественного Клоуна.