Она начала свою карьеру в качестве певицы биг-бэнда в 1939 году, добившись коммерческого успеха в 1945 году с двумя композициями № 1 — «Sentimental Journey» и «My Dreams Are Better All the Time» с Les Brown & His Band of Renown. Она ушла от Брауна, чтобы начать сольную карьеру и записала более 650 песен с 1947 по 1967 год.
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы с вами поговорим о блестящей во всех смыслах женщине, легенде прошлого столетия, Дорис Дэй.
Она была одной из крупнейших кинозвезд 1950–1960-х годов. Кинокарьера Дэй началась в Золотой век Голливуда с фильма «Роман в открытом море» (1948). Она снималась в фильмах многих жанров, включая мюзиклы, комедии, драмы и триллеры. Дорис сыграла главную роль в фильме «Бедовая Джейн» (1953) и снялась в фильме Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» (1956) с Джеймсом Стюартом. Ее самый известный фильм — тот, в котором она снялась вместе с Роком Хадсоном, главный из которых — «Интимный разговор» 1959 года, и за который она была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль.
Дорис также работала с Джеймсом Гарнером в фильмах «Подвинься, дорогая» (1963) и «Острые ощущения от всего» (1963), а также с Кларком Гейблом, Кэри Грантом, Джеймсом Кэгни, Дэвидом Нивеном, Джинджер Роджерс, Джеком Леммоном, Фрэнком Синатрой, Кирком Дугласом, Лорен Бэколл и Род Тейлор в различных фильмах.
После завершения карьеры в кино в 1968 году, лишь ненадолго оторвавшись от пика своей популярности, она снялась в собственном ситкоме «Шоу Дорис Дэй» (1968–1973).
В 1989 году Дорис была награждена премией Сесила Б. Демилля «Золотой глобус» за достижения в кино. В 2004 году она была награждена Президентской медалью Свободы. В 2008 году Дорис получила премию «Грэмми» за заслуги перед жанром, а также премию «Легенда» от Общества певцов. В 2011 году Дэй была удостоена награды Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за карьерные достижения. В том же году она выпустила свой 29-й студийный альбом My Heart, который содержал новый материал и вошел в десятку лучших альбомов Великобритании. По состоянию на 2020 год Дорис была одной из восьми записывающихся артистов, четыре раза занимавших первое место по кассовым сборам в США.
Ранние годы
Дэй при рождении получила имя Дорис Мэри Каппельхофф (родилась 3 апреля 1922 года в Цинциннати, штат Огайо, в семье Альмы Софии и Уильяма Джозефа Каппельхоффа). Ее мать была домохозяйкой, а отец — учителем музыки и хормейстером. Дорис была названа в честь актрисы Дорис Кеньон.
Ее бабушка и дедушка по материнской и отцовской линии были немцами; ее дед по отцовской линии Франц Йозеф Вильгельм Каппельхофф иммигрировал в Соединенные Штаты в 1875 году и поселился в Цинциннати, где проживала большая немецкая община со своими церквями и немецкими клубами.
Большую часть своей жизни Дэй заявляла, что родилась в 1924 году; только когда ей исполнилось 95 лет, когда Associated Press обнаружило ее свидетельство о рождении, в котором была указана дата рождения — 1922 год.
Дорис — младшая из трех братьев и сестер, у нее было два старших брата: Ричард (умерший до ее рождения) и Пол, на два-три года старше. Из-за неверности отца ее родители разошлись. У нее рано проявился интерес к танцам, и в середине 1930-х годов она сформировала танцевальный дуэт с Джерри Доэрти, который выступал на соревнованиях по всей территории Соединенных Штатов. Автомобильная авария 13 октября 1937 года привела к перелому правой ноги и ограничила ее перспективы как профессиональной танцовщицы. Эта авария произошла при столкновении с грузовым поездом в Пенсильвании.
Ранняя карьера (1938–1947)
Восстанавливаясь после аварии, Каппельхофф начала петь под радио и обнаружила в себе талант, о котором она и не подозревала. «В течение этого долгого и скучного периода я коротала много времени, слушая радио, иногда подпевая таким исполнителям, как Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Томми Дорси и Гленн Миллер», — рассказывала она А. Э. Хотчнеру, одному из своих биографов. «Но единственный радиоголос, который я слушала больше других, принадлежал Элле Фицджеральд. В ее голосе было качество, которое меня очаровало, и я подпевала ей, пытаясь уловить тонкие оттенки ее голоса, небрежность, но чистоту, как пела только она».
Наблюдение за пением дочери пробудило в Альме интерес к шоу-бизнесу, и она решила, что Дорис нужно брать уроки пения. Она наняла учительницу Грейс Рейн. После трех уроков Рейн сказал Альме, что у юной Дорис «огромный потенциал»; Рейн была так впечатлена, что давала Дорис три урока в неделю по цене одного. Спустя годы Дэй сказала, что Рейн оказала наибольшее влияние на ее стиль пения и карьеру.
В течение восьми месяцев, пока она брала уроки пения, Каппельхофф получила свою первую профессиональную работу в качестве вокалистки в радиопрограмме WLW Carlin’s Carnival и в местном ресторане Charlie Yee’s Shanghai Inn. Во время своих выступлений на радио она впервые привлекла внимание Барни Рэппа, который искал вокалистку и спросил, не хочет ли она пройти прослушивание на эту работу. По словам Рэппа, перед тем, как Каппельхофф получила работу, он прослушал около 200 певцов.
Работая на Рэппа в 1939 году (по предложению Рэппа), она приняла сценическую фамилию «Дэй». Рэпп считал, что «Kappelhoff» слишком длинная фамилия для афиши, и восхищался ее исполнением песни «Day After Day». После работы с Рэппом Дэй работала с лидерами группы Джимми Джеймсом, Бобом Кросби, и Ле Брауном. В 1941 году Дэй появилась как певица в трех звуковых фильмах с группой Ле Брауна.
Работая с Брауном, Дэй записала свой первый хит «Sentimental Journey», выпущенный в начале 1945 года. Вскоре он стал гимном желанию демобилизовавшихся войск Второй мировой войны вернуться домой. Песня по-прежнему ассоциировалась с Дэй, и она несколько раз перезаписывала ее, включая версию в своем телевизионном выпуске 1971 года. В период с 1945 по 1946 год у Дэй (в качестве вокалистки группы Les Brown Band) было ещё шесть лучших хитов, занимавших топ-10 в чарте Billboard: «My Dreams Are Get Better All Time», «Tain’t Me», «Till The End of». Время», «Ты не будешь удовлетворен (пока не разобьешь мне сердце)», «Весь мир поет мою песню» и «Я получила солнце утром». Ле Браун сказал: «Как певица Дорис принадлежит компании Бинга Кросби и Фрэнка Синатры».
Ранняя карьера в кино (1948–1954)
Во время пения с группой Ле Брауна и в течение почти двух лет в еженедельной радиопрограмме Боба Хоупа она много гастролировала по Соединенным Штатам.
Ее исполнение песни «Embraceable You» произвело впечатление на автора песен Жюля Стайна и его партнера Сэмми Кана, и они рекомендовали ее на роль в «Романтике в открытом море» (1948). Дэй была выбрана на роль после прослушивания у режиссера Майкла Кертиса. Она была шокирована тем, что ей предложили роль в фильме, и призналась Кертису, что она певица без актерского опыта. Но он сказал, что ему нравится, что «она была честной», он не боялся признаться в этом, и он хотел кого-то, кто «похож на всеамериканскую девушку». Дэй была открытием, которым Кертис гордился больше всего за свою карьеру.
Фильм принес ей запись хита №2 в качестве солистки «It’s Magic», за которой последовали два месяца ее первый хит №1 («Love Somebody» в 1948 году), записанный в дуэте с Бадди Кларком. Дэй записала «Someone Like You» перед фильмом «Моя мечта — твоя» (1949), в котором была использована эта песня. В 1950 году американские военнослужащие в Корее назвали ее своей любимой звездой.
Дэй продолжала сниматься во второстепенных и часто вызывающих ностальгию исторические мюзиклах, таких как: «В заливе лунного света» (1951), «При свете серебристой луны» (1953) и «Чай для двоих» (1950) для Warner Brothers и с Говардом Килом в «Бедовой Джейн» (1953).
Ее самым коммерчески успешным фильмом для Warner был «Я увижу тебя в своих снах» (1951), побивший рекорды кассовых сборов за 20 лет. Фильм представляет собой музыкальную биографию автора текстов Гаса Кана. Это был четвертый фильм Дэй, снятый Кертисом. Дэй появилась в качестве главного героя в комедийном мюзикле на тему вестернов «Бедовая Джейн» (1953). Песня из фильма «Secret Love» получила премию Оскар за лучшую оригинальную песню и стала четвертым хитом Day № 1 в США.
Между 1950 и 1953 годами альбомы шести ее мюзиклов попали в десятку лучших, три из них — на первое место.
В этот период у Дэй уже была собственная радиопрограмма «Шоу Дорис Дэй». Оно транслировалось на CBS в 1952–1953 годах.
Прорыв (1955–1958)
Получив признание прежде всего как актриса музыкальных комедий, Дэй постепенно брала на себя более драматические роли, чтобы расширить свой диапазон. Ее драматическая звездная роль в роли певицы Рут Эттинг в фильме «Люби меня или покинь меня» (1955) получила критический и коммерческий успех, став на тот момент самым большим хитом Дэй.
Дэй снялсась в остросюжетном фильме Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» (1956) с Джеймсом Стюартом. Она спела там две песни: «Que Sera, Sera (Что бы ни было, будет)», получившем премию Оскар за лучшую оригинальную песню, и «We’ll Love Again». Этот фильм стал 10-м фильмом Дэй, попавшим в десятку лучших по кассовым сборам. Дэй также сыграла главную роль в нуарном триллере «Жюли» (также 1956 г.) с Луи Журданом.
После трех последовательных драматических фильмов Дэй вернулась к своим музыкально-комедийным корням в «Пижамной игре» (1957) с Джоном Райтом. Фильм основан на одноименной бродвейской пьесе.
Она работала с Paramount Pictures над комедией «Домашнее животное учителя» (1958) вместе с Кларком Гейблом и Гигом Янгом и снялась вместе с Ричардом Уидмарком и Гигом Янгом в романтической комедии «Туннель любви» (также 1958 г.), но не добилась большого успеха вместе с Джеком Леммоном в фильме «Это случилось с Джейн» (1959 г.).
Ежегодный общенациональный опрос диск-жокеев Billboard девять раз за десять лет (с 1949 по 1958 год) оценивал Дэй как вокалистку № 1, но ее успех и популярность как певицы теперь были омрачены ее кассовыми сборами.
Кассовый успех (1959–1968)
В 1959 году Дэй вступила в свой самый успешный период как киноактриса, сняв серию романтических комедий. Этот успех начался с «Интимного разговора» (1959), в котором снимались Рок Хадсон, который стал другом на всю жизнь, и Тони Рэндалл. Дэй была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль. Это была единственная номинация на «Оскар», которую она получила в своей карьере. Дэй, Хадсон и Рэндалл вместе сняли еще два фильма: «Вернуть любовника» (1961) и «Не посылай мне цветов» (1964).
Вместе с Дэвидом Нивеном и Дженис Пейдж Дэй снялась в фильме «Пожалуйста, не ешьте ромашки» (1960) и с Кэри Грантом в комедии «Этот мех норки» (1962). В течение 1960 и периода с 1962 по 1964 год она занимала первое место в прокате, став второй женщиной, которая четыре раза занимала первое место. Это достижение, с которым не сравнилась ни одна другая актриса, кроме Ширли Темпл. Она установила рекорд, который еще предстоит превзойти, получив семь подряд наград Laurel Awards как лучшая звезда женского проката.
Музыкальная тема фильма «Move Over Darling», написанная в соавторстве с ее сыном, достигла 8-го места в Великобритании. Между этими комедийными ролями Дэй снялась вместе с Рексом Харрисоном в кинотриллере «Полуночное кружево» (1960), обновленном сценическом триллере «Газовый свет».
К концу 1960-х произошла сексуальная революция. Времена изменились, но фильмы Дэй — нет. Фильм Дэй «Не беспокоить» (1965) пользовался популярностью у зрителей, но вскоре ее популярность пошла на убыль. Критики и комиксы окрестили Дэй «Самой старой девицей в мире», и зрители начали сторониться ее фильмов. В результате она выпала из списка самых кассовых звезд, последний раз появившись в первой десятке с хитом «Лодка со стеклянным дном» (1966). Одной из ролей, от которых она отказалась, была роль миссис Робинсон в «Выпускнике», роль, которая в конечном итоге досталась Энн Бэнкрофт. В своих опубликованных мемуарах Дэй сказала, что отказалась от этой роли по моральным соображениям: она нашла сценарий «вульгарным и оскорбительным».
Дорис снялась в вестерне «Баллада о Джози» (1967). В том же году Дэй записала The Love Album, хотя он не был выпущен до 1994 года. В следующем году (1968) актриса и певица снялась в комедии «Где ты был, когда погас свет?» в центре которого — отключение электричества на северо-востоке 9 ноября 1965 года.
С 1959 по 1970 год Дэй получила девять номинаций на премию Лорел (и выиграла четыре раза) за лучшую женскую роль в восьми комедиях и одной драме. С 1959 по 1969 год она получила шесть номинаций на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в трех комедиях, одной драме (Midnight Lace), одном мюзикле (Jumbo) и телесериале.
Банкротство и телевизионная карьера
После того, как ее третий муж Мартин Мелчер умер 20 апреля 1968 года, потрясенная Дэй обнаружила, что Мелчер и его деловой партнер и «советник» Джером Бернар Розенталь растратили весь ее заработок, оставив ее по уши в долгах. Розенталь был ее поверенным с 1949 года, когда он представлял ее в ее неоспоримом бракоразводном процессе против ее второго мужа, саксофониста Джорджа У. Вейдлера. Дэй подала иск против Розенталя в феврале 1969 г., выиграла его в 1974 г., но не получила компенсацию до мирового соглашения в 1979 г.
Дэй также к своему неудовольствию узнала, что Мелчер оформил на неё контракт, по которому ей пришлось сниматься в телесериале под названием «Шоу Дорис Дэй».
«Это было ужасно. Мне было очень, очень не очень хорошо, когда Марти Мелчер скончался, и мысль о том, чтобы пойти на телевидение, была непреодолимой. Но он подписал все документы. А потом мой сын Терри взял меня с собой на прогулку по Беверли-Хиллз и объяснил, что это далеко не конец. Я также должна была сняться в куче телепередач».
Дэй ненавидела идею выступления на телевидении, но чувствовала себя обязанной это сделать. Первый эпизод» Шоу Дорис Дэй» вышел в эфир 24 сентября 1968 года, и с 1968 по 1973 год в качестве музыкальной темы использовалась перезаписанная версия «Que Sera, Sera». Дэй выстояла (ей нужна была работа, чтобы погасить долги), но только после того, как CBS уступила творческий контроль ей и ее сыну. Успешное шоу длилось пять лет и послужило приподнятием занавеса для шоу Кэрол Бернетт. Сегодня его помнят за резкие изменения состава и предпосылок от сезона к сезону.
1980-е и 1990-е годы
Муж и агент Дэй, Мартин Мелчер, с 1940-х годов поручил адвокату из Беверли-Хиллз Джерому Розенталю распоряжаться деньгами своей жены. «В этот период Розенталь совершил нарушения профессиональной этики, которые трудно преувеличить», как выразился один суд.
В октябре 1985 г. Верховный суд Калифорнии отклонил апелляцию Розенталя на вынесенное ему многомиллионное судебное решение за злоупотребление служебным положением и оставил в силе выводы суда первой инстанции и Апелляционного суда о том, что Розенталь действовал ненадлежащим образом.
В апреле 1986 года Верховный суд США отказался пересматривать решение суда низшей инстанции. В июне 1987 года Розенталь подал иск на 30 миллионов долларов против юристов, которые, как он утверждал, обманули его на миллионы долларов инвестиций в недвижимость. Он назвал Дэй также обвиняемой, назвав ее «невольным, недобровольным истцом, согласие которого невозможно получить». Розенталь утверждал, что миллионы долларов, потерянные Дэй, были связаны с недвижимостью, проданной после смерти Мелчера в 1968 году. Розенталь утверждал, что адвокаты дали Дэй плохой совет, велев ей продать три отеля в Пало-Альто, Калифорния, Даллас, Техас и Атланта, штат Джорджия, а также некоторые нефтяные участки в Кентукки и Огайо. Он утверждал, что сделал инвестиции в соответствии с долгосрочным планом и не собирался продавать их, пока они не вырастут в цене. Два отеля были проданы в 1970 году примерно за 7 миллионов долларов, а их оценочная стоимость в 1986 году составляла 50 миллионов долларов.
Терри Мелчер заявил, что преждевременная смерть его приемного отца спасла Дэй от финансового краха. Остается нерешенным вопрос, был ли обманут сам Мартин Мельчер. Дэй публично заявила, что считает своего мужа невиновным в каких-либо преднамеренных правонарушениях, заявив, что он «просто доверился не тому человеку». Согласно автобиографии Дэй, рассказанной А. Э. Хотчнеру, у обычно спортивного и здорового Мартина Мельчера было увеличенное сердце. Большинство интервью на эту тему рисуют нелестный портрет Мелчера. Автор Дэвид Кауфман утверждает, что один из коллег Дэй, актер Луи Журдан, утверждал, что сама Дэй не любила своего мужа, но публичные заявления Дэй относительно Мелчера, кажется, противоречат этому утверждению.
Дэй должна была вместе с Патриком Суэйзи и Марвином Хэмлишом вручить Оскар за лучший оригинальный саундтрек на 61-й церемонии вручения премии Оскар в марте 1989 года, но она получила глубокий порез на ноге и не смогла присутствовать. Она гуляла по саду своего отеля, когда порезала ногу разбрызгивателем. Разрез потребовал наложения швов.
Дэй была занесена в Зал славы женщин Огайо в 1981 году и получила премию Сесила Б. Демилля за карьерные достижения в 1989 году. В 1994 году альбом Day’s Greatest Hits стал еще одним хитом в британских чартах. Ее кавер на «Возможно, возможно, возможно» был включен в саундтрек к австралийскому фильму «Строго бальный зал» .
2000-е
Дэй участвовала в интервью и праздновании своего дня рождения в ежегодном музыкальном марафоне Дорис Дэй. В июле 2008 года она появилась на радио-шоу в Южной Калифорнии давнего друга и ведущего новостей Джорджа Патнэма.
Дэй отклонила предложение Американского института кино и Кеннеди-центра, потому что они требуют личного присутствия. В 2004 году она была награждена президентом Джорджем Бушем Президентской медалью свободы за ее достижения в индустрии развлечений и за ее работу на благо животных. Президент Буш заявил:
«Она сохранила своих поклонников и показала широту своего таланта на телевидении и в кино. Она снималась на экране вместе с ведущими актерами от Джеймса Стюарта до Рональда Рейгана, от Рока Хадсона до Джеймса Гарнера. Это был хороший день для Америки, когда Дорис Марианна фон Каппельхофф из Эванстона, штат Огайо, решила стать артисткой. Это был хороший день для наших ближних, когда она отдала свое доброе сердце делу защиты животных. Дорис Дэй — одна из великих, и Америка всегда будет любить ее.
Обозреватель Лиз Смит и кинокритик Рекс Рид развернули энергичные кампании, чтобы заручиться поддержкой Почетной премии Академии, чтобы провозгласить карьеру Дэй в кино и ее статус самой кассовой звезды женского пола всех времен. Согласно The Hollywood Reporter, в 2015 году Академия несколько раз предлагала ей Почетный Оскар, но она отказывалась, поскольку считала киноиндустрию частью своей прошлой жизни. Дэй получила Грэмми за музыкальные достижения в 2008 году, хотя снова заочно.
Дорис Дэй получила три премии «Грэмми» в Зале славы в 1998, 1999 и 2012 годах за записи «Sentimental Journey», «Secret Love» и «Que Sera, Sera» соответственно. Дэй была занесена в Зал славы хит-парадов в 2007 году, а в 2010 году получила первую премию «Легенда», когда-либо присуждаемую Обществом певцов.
2010-е
Дэй, 89 лет, выпустила My Heart в Соединенном Королевстве 5 сентября 2011 года, свой первый новый альбом почти за два десятилетия после выпуска The Love Album, который, хотя и был записан в 1967 году, не был выпущен до 1994 года. Альбом представляет собой сборник ранее неизданных записей, спродюсированных сыном Дэй, Терри Мелчером, перед его смертью в 2004 году. Треки включают хит Джо Кокера 1970-х годов «You Are So Beautiful», «Disney Girls» группы Beach Boys и джазовую классику: «Мой приятель».
После того, как диск был выпущен в Соединенных Штатах, он вскоре поднялся на 12-е место в списке бестселлеров Amazon и помог собрать средства для Лиги животных Дорис Дэй. Дэй стала старейшим артистом, попавшим в десятку лучших в Великобритании с альбомом с новым материалом.
В январе 2012 года Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса вручила Дэй награду за заслуги перед жанром.
В апреле 2014 года Дэй неожиданно появилась на публике, чтобы присутствовать на ежегодном благотворительном мероприятии Doris Day Animal Foundation. Фонд собирает деньги для ее Фонда защиты животных.
Клинт Иствуд предложил Дэй роль в фильме, который он планировал снять в 2015 году. Хотя она, как сообщается, вела переговоры с Иствудом, своим соседом в Кармеле, о роли в фильме, в конце концов она отказалась.
Дэй дала ABC телефонное интервью в свой день рождения в 2016 году, которое сопровождалось фотографиями ее жизни и карьеры.
В редком интервью The Hollywood Reporter 4 апреля 2019 года, на следующий день после своего 97-летия, Дэй рассказала о своей работе в Фонде защиты животных Дорис Дэй, основанном в 1978 году. На вопрос о том, какой ее любимый фильм, она ответила «Бедовая Джейн».
«В детстве я была такой пацанкой, и Джейн была таким забавным персонажем. Конечно, музыка тоже была замечательной — особенно «Тайная любовь»- такая красивая песня».
Чтобы отметить день рождения звезды, ее поклонники собирались каждый год, чтобы принять участие в трехдневной вечеринке в ее родном городе Кармел-бай-зе-Си, штат Калифорния, в конце марта. Мероприятие также было сбором средств для ее Фонда животных. Во время мероприятия 2019 года состоялся специальный показ ее фильма «Интимный разговор» (1959), приуроченный к его 60-летию. О фильме Дэй заявила в том же интервью, что ей «было очень весело работать с Роком. Мы смеялись над тремя фильмами, которые мы сняли вместе, и остались большими друзьями. Я скучаю по нему».
Защита животных
Интерес Дэй к защите животных и связанным с этим вопросам, по-видимому, возник еще в подростковом возрасте. Восстанавливаясь после автомобильной аварии, она вывела свою собаку Тайни на прогулку без поводка. Малыш выбежал на улицу и был сбит проезжающей машиной.
Именно во время создания «Человека, который слишком много знал», когда она увидела, как обращаются с верблюдами, козами и другими «домашними животными» на сьемочной площадке, Дэй начала активно предотвращать жестокое обращение с животными. Она была настолько потрясена условиями содержания животных, которых использовали в съемках, что отказывалась работать, если их не кормили и не заботились должным образом. Производственной компании пришлось установить «станции кормления» для коз, овец, верблюдов и т.д. И кормить их каждый день, прежде чем Дэй согласится вернуться к работе.
В 1971 году она стала соучредителем организации «Актеры и остальные для животных» и появилась в серии газетных рекламных объявлений, осуждающих ношение меха, вместе с Мэри Тайлер Мур, Энджи Дикинсон и Джейн Медоуз.
В 1978 году Дэй основала Фонд домашних животных Дорис Дэй, ныне Фонд животных Дорис Дэй (DDAF). Некоммерческая общественная благотворительная организация, предоставляющая гранты в соответствии со статьей 501(c)(3), DDAF финансирует другие некоммерческие организации по всей территории США, которые разделяют миссию DDAF по оказанию помощи животным и людям, которые их любят. DDAF продолжает работать независимо.
Чтобы дополнить Фонд животных Дорис Дэй, Дэй сформировал Лигу животных Дорис Дэй (DDAL) в 1987 году, национальную некоммерческую лоббистскую организацию граждан, миссия которой состоит в том, чтобы уменьшить боль и страдания и защитить животных посредством законодательных инициатив. Дэй неоднократно активно лоббировала Конгресс США в поддержку законодательства, направленного на защиту благополучия животных, и в 1995 году она инициировала ежегодный Всемирный день стерилизации. DDAL объединилась с Гуманным обществом США (HSUS) в 2006 году. HSUS теперь управляет Всемирным днем стерилизации, ежегодным однодневным мероприятием по стерилизации, которое было инициировано Дорис Дэй.
В 2011 году в Мерчисоне, штат Техас, на территории приюта для животных, основанного ее покойным другом, писателем Кливлендом Амори, открылся центр спасения и усыновления лошадей Дорис Дэй, который помогает лошадям, подвергшимся жестокому обращению и безнадзорности. Дэй вложила 250 000 долларов в основание центра.
Посмертный аукцион 1100 вещей Дэй в апреле 2020 года принес Фонду животных Дорис Дэй 3 миллиона долларов.
Личная жизнь
После ухода из кино Дэй жила в Кармел-бай-зе-Си, Калифорния. У нее было много домашних животных, и она приютила бездомных животных. Она всю жизнь была республиканцем. Ее единственным ребенком был музыкальный продюсер и автор песен Терри Мелчер, у которого в 1960-х годах был хит «Hey Little Cobra» под названием The Rip Chords, прежде чем он стал успешным продюсером, среди которых были The Byrds, Paul Revere & the Raiders и The Beach. мальчики; он умер от меланомы в ноябре 2004 года. С 1980-х Дэй владела отелем в Кармел-бай-зе-Си под названием Cypress Inn, которым она первоначально владела вместе со своим сыном. Это был один из первых отелей, где было разрешено проживание с домашними животными, и он был представлен в Architectural Digest в 1999 году.
Браки
Дэй была замужем четыре раза. С апреля 1941 года по февраль 1943 года она была замужем за тромбонистом Элом Джорденом (1917–1967), с которым познакомилась в группе Барни Рэппа. Джорден страдал шизофренией, был жестоким и покончил жизнь самоубийством. Когда Дэй забеременела и отказалась от аборта, он избил ее, пытаясь вызвать выкидыш. Их сын Терренс «Терри» Пол Джорден родился в 1942 году; он изменил свое имя на Терренс Пол Мелчер, когда его усыновил третий муж Дэй.
Ее второй брак был с Джорджем Уильямом Вейдлером (1926–1989), саксофонистом и братом актрисы Вирджинии Вейдлер, с 30 марта 1946 года по 31 мая 1949 года. Вейдлер и Дэй снова встретились несколько лет спустя во время краткого примирения.
Дэй вышла замуж за американского кинопродюсера Мартина Мелчера (1915–1968) 3 апреля 1951 года, когда ей исполнилось 29 лет, и этот брак продлился до его смерти в апреле 1968 года. Мелчер усыновил сына Дэй Терри. После смерти Мелчера Дэй отделилась от Церкви Христа и сблизилась с протестантами, такими как Кэтрин Кульман, хотя она никогда не теряла интереса к преподаванию и практике Христианской науки.
Четвертый брак Дэй был с Барри Комденом (1935–2009) с 14 апреля 1976 года по 2 апреля 1982 года. Он был метрдотелем в одном из любимых ресторанов Дэй. Он знал о ее большой любви к собакам и расположил ее к себе, дав ей на выходе из ресторана мешок с мясными объедками и костями. Позже он жаловался, что она больше заботилась о своих «друзьях-животных», чем о нем.
Кончина
Дэй умерла 13 мая 2019 года в возрасте 97 лет после заражения пневмонией. О ее смерти объявила ее благотворительная организация Doris Day Animal Foundation. По желанию Дорис Фонд объявил, что не будет никаких панихид, надгробий или других общественных мемориалов.
Такую длинную и насыщенную порой нереальными событиями жизнь прожила великая женщина и нереально талантливая актриса Дорис Дэй. Кстати, мой любимый фильм с ней тоже «Бедовая Джейн». Ну и «Этот мех норки» тоже очень милый.
А у вас есть любимые фильмы с Дорис Дэй?