«Отрежьте мне волосы», — прошептала она, глядя в зеркало. Гример недоуменно посмотрел на рыжую гриву, которой так восхищались поклонники. Николь повторила громче и тверже: «Отрежьте. Все». В отражении она видела свое бледное лицо с заплаканными глазами. Через час предстояло давать интервью о новом фильме «Мулен Руж», а журналисты наверняка спросят о разводе с Томом Крузом. Что ж, она даст им новую тему для обсуждений…
В тот момент мало кто знал, что за внешним спокойствием таится душевная агония. В свои тридцать четыре Николь заново училась жить. Каждое утро, просыпаясь в пустом доме, она подходила к зеркалу и вглядывалась в собственное отражение, пытаясь понять кто она теперь, без статуса «миссис Круз»?
…В своём воображении она часто представляла солнечный гавайский день 20 июня 1967 года. Молодой биохимик Энтони Кидман, работавший над диссертацией в университете Гонолулу, впервые взял на руки дочь.
«У нее глаза матери», — прошептал он медсестре. Мы назовем её Николь. А через несколько минут местная акушерка, следуя древней традиции, дала девочке второе имя — Хокулани, «Небесная звезда».
Через три месяца семья вернулась в Сидней. Маленькая Николь росла необычным ребенком. Бледная кожа, россыпь веснушек и копна рыжих волос резко выделяли ее среди загорелых австралийских сверстников.
«Мама запрещала мне даже приближаться к пляжу, — вспоминала Николь. — Пока другие дети плескались в океане, я сидела дома с книгой Чехова. Представляете, в десять лет читать ‘Чайку’? Но именно эти часы одиночества сделали меня той, кто я есть».
Джанелль Кидман, медсестра по образованию и феминистка по убеждениям, воспитывала дочерей Николь и младшую Антонию в строгости.
«Женщина должна сама строить свою судьбу», — повторяла она девочкам. По настоянию матери Николь с трех лет занималась балетом.
«У меня в детской комнате висело огромное зеркало во всю стену, — рассказывала актриса. — Часами я стояла перед ним, репетируя. Не танцы, я изображала разные эмоции. Радость, горе, страх, ликование… Мама как-то застала меня за этим занятием и спросила: Что ты делаешь? А я ответила: Учусь быть другими людьми».
Застенчивость и небольшое заикание превратили школьные годы в испытание. Николь возвышалась над одноклассниками на целую голову, вечно путалась в своих длинных ногах.
— На переменах я пряталась в библиотеке, — признавалась она. — Но стоило мне выйти на сцену школьного театра, все менялось. Страхи исчезали. Я становилась кем угодно — королевой, нищенкой, феей….
Осенью 1983 года шестнадцатилетняя Николь собрала всю семью в гостиной.
— Я ухожу из школы, — объявила она.
Отец побледнел от такой новости.
— Что значит уходишь? — его голос дрожал.
— Хочу играть в театре. Это мое призвание, — твердо сказала Николь.
Джанелль Кидман внимательно посмотрела на дочь.
— Редко кто в таком возрасте понимает свой путь. Если чувствуешь — действуй.
В Сиднейском театре ей пришлось начинать с нуля. Первый год Николь стояла в массовке, изображая деревья и кустарники. Потом появились крошечные роли горничных, всего на две-три фразы.
— Помню свой первый выход со словами, — рассказывала Кидман. — От страха чуть не упала в оркестровую яму.
В 1984 году режиссер Джейн Кэмпион искала молодых актрис для постановки «Трамвай Желание». Николь пробовалась на роль соседки.
— На сцену вышла долговязая рыжая девочка, — вспоминала Кэмпион. — Но когда она заговорила все замерли. В ней была какая-то болезненная искренность, почти физическая потребность проживать чужие жизни.
Роль в «Трамвае» заметили кинопродюсеры. В девятнадцать лет Николь утвердили на главную роль в триллере «Мертвый штиль». За время съемок Кидман сбросила семь килограммов, от нервного напряжения почти не могла есть.
Сценарист Терри Хейз следил за работой молодой актрисы. После окончания съемок он принес ей сценарий фильма «Бангкок Хилтон», и Николь сразу согласилась, сказав:
— Только обещайте не жалеть меня. Выжмите все соки, но сделайте историю настоящей.
После показа «Бангкок Хилтон» на австралийском телевидении рейтинги канала выросли на 40%. В ноябре 1989 года, во время досъемок последней серии, на студию позвонил агент из Парамаунт.
— У телефона Николь Кидман? — раздалось в трубке.
— Да, — ответила она.
— Это Майкл Леви, я представляю «Paramount Pictures». Николь обернулась к ассистенту режиссера: «По-моему, кто-то шутит».
— Извините, должно быть, ошибка, — сказала она в трубку.
— Постойте. Парамаунт готовит картину «Дни грома». Нас интересует ваша кандидатура.
15 ноября 1989 года Николь прилетела в Лос-Анджелес. В кабинете Тони Скотта она прождала Тома Круза сорок минут.
— Извините, пробки, — бросил Круз с порога.
— Начнем с диалога в больнице, — Скотт протянул им страницы сценария.
По сценарию героиня Николь, женщина-врач, должна была противостоять самоуверенному гонщику в исполнении Круза.
— Том, хватай ее за плечи и тряси. Николь — сопротивляйся.
Дубль за дублем они проигрывали эту сцену, и с каждым разом напряжение между актерами нарастало. Во время съемок они с Крузом практически не расставались. В декабре 1990 года в маленькой церкви городка Телурид, штат Колорадо, состоялась скромная свадебная церемония. На ней присутствовали только ближайшие друзья и родственники.
Тут-то и начались проблемы.
— На первых порах я думала вот оно, счастье, — признавалась Кидман. — А потом поняла: меня никто не воспринимает всерьез. Для всех я была просто женой Тома Круза.
Николь сражалась за право быть самой собой. Когда ей предложили роль в черной комедии «Умереть во имя», она запретила Тому появляться на съемочной площадке.
— Его присутствие всегда отвлекало людей, — объясняла актриса. Образ тщеславной социопатки, мечтающей о славе любой ценой, принес ей первое серьезное признание критиков.
В 1992 году супруги усыновили девочку Изабеллу, а через три года мальчика Коннора.
Джейн Кэмпион, ее старая знакомая из Сиднея, поначалу отказалась дать ей роль в «Портрете леди».
— Тебе нужно лучше заботиться о своем таланте, — заявила Кэмпион при встрече.
Фильм все же сняли с Николь в главной роли. Съемки оказались крайне тяжелыми. От постоянного давления режиссера и погружения в образ Кидман попала в больницу с диагнозом «эмоциональный стресс».
После «Портрета леди» в ее карьере появился Стэнли Кубрик. Его фильм «С широко закрытыми глазами» стал самым долгим проектом для супругов Круз-Кидман. Они подписали «открытые контракты», обязывающие сниматься столько, сколько потребуется. Кубрик заставлял делать до ста дублей одной сцены. Работа над картиной заняла 400 дней.
Таблоиды захлебывались слухами. Писали, что на площадке присутствовал специальный психолог, обучавший супругов «сексуальным премудростям». Круз и Кидман подали в суд за клевету и выиграли дело. Но что-то надломилось в их отношениях.
— Я снималась в «Мулен Руж», когда это случилось, — рассказывала Николь. — Позвонил адвокат Тома и сообщил о разводе из-за «непримиримых разногласий». Я стояла у окна, прижимая трубку к уху, и думала — это какая-то ошибка. Через несколько недель после этого звонка она потеряла ребенка.
Круз на все вопросы о причинах развода отвечал загадочно:
— Она знает, в чем дело.
Николь не знала. Ей приходилось участвовать в рекламной кампании «Мулен Руж», улыбаться на камеры, а внутри все умирало.
— Каждое утро я заставляла себя встать с постели. Просто встать. Это уже была победа.
Режиссер Баз Лурман, снимавший «Мулен Руж», с трудом убедил продюсеров доверить роль куртизанки актрисе, которую многие считали холодной Снежной королевой. Пробы длились шесть часов. Кидман пришлось шесть часов проходить пробы у режиссера База Лурмана. Австралийский режиссер с трудом убедил продюсеров отдать роль порочной куртизанки актрисе, которую до сих пор многие считали Снежной королевой.
Она получила «Золотой глобус» за роль Сатин в «Мулен Руж». «People» объявил ее самой красивой женщиной 2002 года. После триллера «Другие» Алехандро Аменабара она снялась в картине «Часы» в роли писательницы Вирджинии Вулф.
«Печальная роль, печальная история, и я сама была в большой печали, в депрессии после ухода Тома», — говорила Кидман об этой работе. — «Может, даже этот самый нос, о котором тогда столько говорили, помог мне спастись…»
Когда ей вручали «Оскар» за роль Вирджинии Вулф, чувства были смешанными:
— Словно с хлопком открылась бутылка шампанского, а потом… Знаете, когда все закончилось — церемония, поздравления — я вернулась в пустой дом. В такие моменты одиночество попадает как будто под увеличительное стекло.
Она снималась у Ларса фон Триера в «Догвилле», играла в «Холодной горе» Энтони Мингеллы.
— До встречи с Китом я словно спала, — говорила Николь, — только примеряла маски своих героинь, не испытывая собственных эмоций.
В 2005 году, на вечере, посвященном знаменитым австралийцам, она заметила музыканта Кита Урбана.
— Он даже не взглянул в мою сторону, — смеялась потом Николь. — Позже признался — думал, что я, как голливудская звезда, не обращу на него внимания.
Общие друзья настояли, чтобы Кит позвонил ей. Они разговаривали часами, он с гастролей, она со съемок.
Через год они поженились в сиднейской часовне с видом на Тихий океан. Медовый месяц обернулся кризисом, Кит оказался в реабилитационной клинике. Она навещала мужа каждую неделю, ровно столько раз, сколько разрешали правила клиники.
С тех пор они вместе уже 18 лет. Их брак выдержал испытание, которое многие считали непреодолимым. В 2008 году, в сорок один год, Николь родила дочь Сандэй Роуз.
— Я плакала от счастья, — признавалась она. — Держала ее на руках и не могла поверить. Через два года с помощью суррогатной матери в их семье появилась еще одна девочка Фейт Маргарет.
К пятидесяти годам Николь столкнулась с тем, что пугает каждую актрису — дефицитом интересных ролей.
— Все фильмы с моим участием вдруг перестали иметь успех, — вспоминала она. — Они или проваливались в прокате, или разочаровывали критиков. Во время съемок «Вторжения» она попала в происшествие, сломала несколько ребер. В этот же период ее любимая сестра Антония развелась с мужем.
— Ты всерьез думаешь бросить актерство? — спросила мать, когда Николь заговорила о жизни на ферме, выращивании роз и гардений.
— Мама, может быть, пора?
— Ты не должна сдаваться, — отрезала Джанелль Кидман.
Вместо ухода из профессии Николь создала собственную продюсерскую компанию. Она выкупила права на роман «Кроличья нора» — историю супругов, переживающих смерть сына. Фильм, который она спродюсировала и где сыграла главную роль, стал началом нового этапа.
В 2017 году вышел сериал «Большая маленькая ложь». Кидман сама летала в Австралию уговаривать писательницу Лиану Мориарти отдать права на экранизацию. Роль женщины, страдающей от домашнего насилия, она играла с такой самоотдачей, что отказалась от дублерши.
— Кит приходил в отчаяние, видя мои синяки после съемок, — рассказывала Николь. — Но он знал — я не умею работать вполсилы.
В их доме в Нэшвилле, вдали от голливудской суеты, на стене висит необычная фотография — Николь в образе русской целительницы Маши из сериала «Девять совсем незнакомых людей».
— Иногда дети спрашивают — мама, это правда ты? — смеется актриса. От прежней застенчивой девочки, страдавшей заиканием, не осталось и следа.
— На съемках «Большой маленькой лжи» произошла удивительная история, — рассказывала Николь. — Ко мне подходили женщины и говорили: «Селеста теперь мой лучший друг, потому что она попыталась выйти из отношений с мужем-социопатом». Я плакала после этих разговоров. Ведь именно ради таких историй я и создала свою компанию.
Мерил Стрип, увидев первый сезон сериала, позвонила Николь:
— Умоляю, возьмите меня во второй сезон.
— Великая Мерил Стрип умоляет? — удивилась Кидман. — Мир перевернулся.
В «Отыграть назад» она сыграла успешного психотерапевта, чья жизнь рушится из-за преступления мужа-онколога. Съемки проходили во время пандемии.
— Хью Грант шутил, что мы единственные актеры в мире, которые продолжают работать, — вспоминала Николь.
Кит редко появляется на съемочной площадке.
— Он не читает сценарии, смотрит готовые фильмы, как зритель, — объясняет Николь. — Но когда я возвращаюсь домой разбитая, просто держит меня в объятиях. Этого достаточно.
В перерывах между съемками она «заскакивает» на концерты мужа. Иногда он вытаскивает ее на сцену, и они, не стесняясь, демонстрируют свою любовь. Девочки ходят в обычную школу, родители участвуют в школьных мероприятиях.
— Знаете, что самое удивительное? — говорит Николь. — Что можно быть счастливой, просто помогая дочери с домашним заданием.
Она по-прежнему выбирает сложные роли, исследует темные уголки человеческой природы. Готова сниматься в пикантых сценах, если этого требует сюжет.
На вопрос о секрете своей неувядающей красоты Николь отвечает просто: «Счастливый брак с любимым мужчиной». Сплетники не верят, но разве это важно? В пятьдесят семь она действительно похожа на юную девушку, перед которой только открываются все дороги.
Та гавайская акушерка, назвавшая ее Хокулани — «Небесная звезда», оказалась провидицей. Звезда Николь Кидман сияет все ярче с каждым годом. И это не только об актерской славе — это о внутреннем свете человека, который наконец-то обрел себя.