Этого актера знали все. Настоящий русский богатырь, истинный народный типаж, — так говорили о Сергее Столярове. А между тем, Столяров стал актером случайно.
Судьба Сергея – олицетворение судеб многих людей того времени. Отец погиб на фронте в первую мировую, осиротив детей. Семья собралась переезжать в Ташкент, и кто знает, как сложилась бы жизнь Столярова, если бы не тиф. Сергея сняли с поезда в Курске, а по выздоровлении определили в детский дом. Забегая вперед, нужно сказать, что именно всесоюзная слава артиста вернет ему мать и сестру, которые узнали родного человека на экране и разыскали его после стольких лет в разлуке.
В детдоме действовал драмкружок, в котором Столяров уже в детские годы проявил свой талант. Но после детдома Сергей заканчивает ремесленное училище и поступает работать в депо помощником машиниста.
Когда его призвали в армию, то направили для службы в Центральный театр Красной армии. Там и проявились таланты юноши, после службы он поступает учиться в Театральную школу пролеткульта. Наставником Сергея был актер и режиссер Алексей Дикий, он и посоветовал юноше поступить во МХАТ. И Столяров проходит жестокий отбор и становится артистом самого прославленного театра. Там Сергей познакомился с актрисой Ольгой Константиновой, с которой связал свою жизнь на долгие 35 лет, до самой смерти артиста.
В кино Столяров появится в фильме «Космический рейс» в 1935 году. Так уж получится, что фильмы Столярова будут, в основном, приключенческого и фантастического жанра. Последним в жизни фильмом актера будет «Туманность Андромеды» (1967 год), где он сыграет с латышской актрисой Вией Артмане.
После успеха «Космического рейса» голубоглазого, светловолосого статного красавца приметили. Он воплощал в себе новый тип строителя коммунизма и в то же время была в нем былинная настоящая мужская красота. Это позволит ему воплотить разные образы на экране, но никогда отрицательные.
В 1936 году Григорий Александров пригласить Сергея Столярова без проб сняться в его комедии «Цирк». Сказать, что фильм имел успех, а Столяров проснулся знаменитым – ничего не сказать. Вокруг Орловой и него возникнет настоящая истерия.
Но на афише значились только три фамилии – исполнителей главных ролей. И премьеру Григорий Александров пригласил только их. Прямодушному Столярову такая позиция показалась неэтичной и на премьеру он не явился. Это практически сразу закроет для него съемки на киностудии «Мосфильм».
Правда, он успел появиться в мосфильмовском «Руслане и Людмиле» (1938), где появится в роли богатыря. За этой ролью последуют сказочные «Василиса Прекрасная» (1939) и «Кащей Бессмертный (1944), где Столяров воплотит образы прекрасных, искренних, народных богатырей и завоюет любовь миллионов зрителей.
Во время войны Столяров с семьей будет эвакуирован в Алма-Ату, где возьмется за постановку в местном театре пьесы Симонова «Русские люди». Это будет хорошая постановка зрелого умного мастера. За эту постановку он удостоится благодарственной телеграммы от Иосифа Сталина. Актер снимется также во множестве боевых киносборников, а в конце войны сыграет характерную роль денщика Фаддея в фильме «Старинный водевиль». Позже он будет говорить, что это его любимая роль.
Роли военноначальников, былинных богатырей начинали немного тяготить актера. Одно и то же амплуа, сколько можно? Однако, в 1951 году он удостоится Сталинской премии за роль Алексея Рогова в фильме «Далеко от Москвы». В 1953 году его на улице остановит смешной парень с рассказом о том, как он хочет стать артистом. Он тут же начнет декламировать басню. Столяров пригласит юношу домой и даст несколько дельных советов по поступлению в театральный. Этим парнем окажется Валентин Гафт.
В 1952 году фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли будет удостоен премии «Серебряный лев», в 1953 году по версии журнала Cinema актер будет назван выдающимся актером мира. Никто не знал, что Столяров был практически невыездным, и только успех этого фильма позволит ему объехать весь мир.
Есть такая история: Сергея пригласили на прием к президенту Аргентины Хуану Перону и первой леди Эвите Перон. Полагалось надеть фрак, а ни купить, ни отдать сшить его актер не смог. И тогда Столяров надел русскую рубаху, расшитую крестиком, а сверху пиджак. Получилось очень оригинально. Говорят, что Перон просил продать ему эту рубаху, а актер посоветовал ему обратиться за торговой операцией к Советскому Союзу.
Десятилетие до 60-х годов у актера весьма плодотворное, он снимается в фильмах «Илья Муромец»(1956), «Тайне двух океанов» (1957), «Повести о первой любви»,(в этом фильме дебютировал сын актера Кирилл Столяров), «Человек меняет кожу» (1959), «Им было девятнадцать» (1960), «Туманность Андромеды» (1969). Параллельно актер работал в театре киноактера.
Но в конце шестидесятых ролей становится все меньше, а театр киноактера увольняет артиста за неисполнение положенных по норме ролей. Актер еще мечтает снять фильм по собственному сценарию «Когда расходится туман». Но не пришлось. В 1968 году актер обращается к врачам по поводу опухоли ноги. Диагноз – онкология. Друзья считали, что этот недуг Сергей заработал от «огорчения» — из-за ситуации с ролями и театром. В 1969 году его состояние ухудшилось, и актер ушел на 59 году жизни. Он многого не успел сделать и воплотить. Ему не пришлось узнать, что ему присвоили звание народного артиста. (такая же ситуация произошла с Евгенией Ханаевой и Риной Зеленой)
Одна радость, что актерская династия продолжилась – у Кирилла Сергеевича родился сын, Сергей Кириллович, который продолжил дело деда, не дал угаснуть славной фамилии.
Сын Кирилл снимался в кино, позже снимал на телевидении передачу «Актеры и судьбы», основал фонд имени отца. В 2004 году у него обнаружили ту же болезнь, что и у отца – лимфосаркому. Болезнь оказалась сильнее, и он ушел в 2012 году.
Внук Сергей Кириллович также пошел по актерской стезе. Снимался в нескольких фильмах, а потом ушел в бизнес. Сейчас он генеральный продюсер образовательного канала «Школьник ТВ».