«Аквамен 2» утопит киновселенную DC?

Тучи сгустились над «Аквамен 2«, который должен выйти в конце 2023 года — стало известно, что актеры собрались на дорогостоящие пересъемки уже третий раз. При этом дополнительные съемочные дни всего за несколько месяцев до релиза сопровождаются не только материальными расходами, но и организационными проблемами из-за забастовки актеров и сценаристов в Голливуде.

Эти новости — далеко не первый тревожный знак, что киновселенная DC вот-вот прекратит свое существование.

Мы уже писали что Дэвид Заслав, ставший главой образовавшейся в результате слияния Уорнер и Дискавери новой корпорации, безжалостно выбросил в мусорное ведро «Бэтгерл«. А этот фильм был уже почти полностью снят и на него было потрачено 90 млн. долларов.

Решение казалось резонансным и неожиданным. Но если посмотреть на историю успехов и провалов киновселенной DC, то станет ясно — «Аквамен 2» скорее всего не нужно было даже начинать снимать. Также как многие другие амбициозные проекты студии.

В 2008 г. студия Марвел дала старт своей киновселенной, выпустив «Железный человек«. На тот момент у DC уже вышла вторая часть суперуспешной трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. Марвел был догоняющим. Но ситуация очень быстро изменилась. Марвел сумели создать серию очень успешных супергеройских фильмов, в которых органично переплетались истории героев из разных комиксов и в которых отлично сочетался юмор и экшен.

DC же этот трюк не удался. Их экранизации комиксов выглядели как попытки снять экшен по устаревшим лекалам. «Хранители» 2009 г. (185 млн. выручки при бюджете 130) и «Зеленый фонарь» 2011 г. (219 млн. выручки при бюджете 200) были провалами.

Успешный перезапуск «Супермена» (668 млн. выручки при бюджете 225) в 2013 г. с Генри Кавиллом в главной роли казалось бы задал новый успешный вектор развития киновселенной. Но следом вышла разочаровывающая лента «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» 2016 г. (873 млн. выручки при бюджете 250, но рейтинг IMDB 6,4 и 29 % из 100 от кинокритиков в Rotten Tomatoes). И с тех пор стало очевидно — уверенность руководства DC в своих решениях сильнее, чем реальные цифры проката и отзывы зрителей.

После триумфа трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана с Кристианом Бэйлом в главной роли, зрители ожидали увидеть что-то в той же стилистике и энергетике. Не юмористический Марвел, а супергеройское кино, которое выглядит как серьезная драма. Но вместо этого получили Бэна Аффлека в роли нового Бэтмена и просто скучную затянутую ленту Зака Снайдера. Зак Снайдер вообще ключевая фигура, ответственная за провал киновселенной DC.

Так как массированная рекламная кампания «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» принесла студии 800 млн. долларов, на позорные отзывы было решено наплевать. А Зак Снайдер продолжил стоять в качестве продюсера, сценариста или режиссера новых дорогостоящих и неудачных проектов: «Отряд самоубийц«, пытавшийся повторить марвеловский юмор, провалился в прокате и получил плохие оценки от зрителей (5,9 в IMDB). Но это не помешало DC снять про Харли Квинн отдельный фильм. Он в свою очередь тоже кучу раз переписывался, переснимался и отодвигался в прокате, пока не вышел со слабым бокс-оффисом (205 млн. выручки при бюджете 90) и разгромными отзывами (6,1 в IMDB).

«Лига справедливости» (6,1 в IMDB, 650 млн. выручки при бюджете 300) и «Аквамен» (6,8 в IMDB, 1 млрд.148 млн. выручки при бюджете 160) не были провалом, собрали аудиторию в кинотеатрах, но получить высокие оценки не смогли — оба не перебрались выше 6 баллов в рейтинге IMDB.

«Чудо-женщину» (7,4 в IMDB, 820 млн. выручки при бюджете 150) рекламировали так, будто это эпохальное явление в мире кинематографа. Это позволило собрать приличную кассу и положительные отзывы. Но вышедшее следом продолжение доказало, что загнать зрителей в кинотеатры, прикрываясь вымышленным величием женского кино, не получится («Чудо-женщина 1984» заработала 166 млн. при бюджете 200 млн. и получила рейтинг 5,4 в IMDB). Планы на третий фильм пришедший к руководству Дэвид Заслав выкинул на помойку, вслед за «Бэтгерл»… С комедийным «Шазам!» приключилось примерно то же самое — более-менее хорошие показатели проката основывались на агрессивной маркетинговой кампании (7 в IMDB и 366 млн. выручки при бюджете 100). Но работать сама на себя супергеройская серия не смогла — на второй фильм желающих идти нашлось чересчур мало (133 млн. выручки при бюджете 125).

В 2022 г. DC выпустила «Черный Адам«, который тоже имеет скромные отзывы и цифры проката (393 млн. выручки при бюджете 195 и рейтинг IMDB 6,3) — если DC надумает опять снимать продолжение, то это лишь в очередной раз докажет, что сотрудники студии не способны учиться на своих ошибках. Выпущенный недавно «Флэш» уже вошел в историю кино как один из самых больших финансовых провалов в истории кино — на производство, без учена маркетинга, было потрачено 220 млн., окупиться фильму не удалось.

Сейчас, в 2023 году, можно уверенно говорить, что киновселенная DC была провалом. Успехом пользовались лишь фильмы, которые создавались не как часть вселенной, а ленты с уникальной стилистикой — Бэтмены Кристофера Нолана, «Джокер» Тодда Филипса (8,4 в IMDB и 1 млрд. выручки при бюджете 70) и перезапуск «Бэтмена» Мэтта Ривза (7,8 в IMDB и 770 млн. выручки при бюджете 200). Причем все эти проекты по большому счету лишь эксплуатировали имена супергероев и суперзлодеев, рассказывая истории обычных людей, не обладающих какими-то сюрреалистичными способностями.

В этом году DC выпустит «Аквамен 2» (который кроме всего прочего омрачен тем, что в нем снимается опозоренная бывшая жена Джонни Деппа Эмбер Херд) и «Синий жук» (пытающийся играть в мультикультурализм и ориентированный на испаноязычную аудиторию). Ожидать успеха от этих картин не приходится.

В 2024 г. запланирован выход нового «Джокера» от Тодда Филипса. И пока на этом все… Лишь на 2025 год намечен выход продолжения «Бэтмена», вокруг которого DC пока сохраняет шанс плавно переродить свою киновселенную.

Оцените статью
«Аквамен 2» утопит киновселенную DC?
10 лучших персонажей фильмов и сериалов, которые погибли за кадром