— Не, я не поняла этого прикола… – Зоя остановилась в дверном проёме, сжимая в руках пакет с продуктами.
— Проходи, не стой на пороге, – голос Марины звучал непривычно мягко. – Нам давно нужно поговорить.
— В моём доме ты предлагаешь мне же пройти? – Зоя усмехнулась, но прошла в комнату. Поставила пакет на пол у дивана. – Паш, может ты удосужишься объяснить?
Павел стоял у окна, разглядывая что-то во дворе. Его плечи были неестественно напряжены.
— Я пришла сама, – сказала Марина. – Паша не знал, что я приду.
— Знал, – вдруг тихо произнёс он, не оборачиваясь. – Я догадывался, что рано или поздно это случится.
Зоя переводила взгляд с мужа на его бывшую жену, пытаясь понять, что происходит. За всего годы их брака Марина ни разу не переступала порог их квартиры. Даже когда привозила вещи Андрея, всегда ждала в машине.
— Что случится? – спросила Зоя, присаживаясь в кресло. – Что за тайны?
— Никаких тайн, – Марина достала телефон. – Просто посмотри.
На экране была открыта страница социальной сети. Фотография девушки с длинными русыми волосами – их дочь Настя. Она стояла у мольберта, задумчиво глядя на недописанную картину.
— И что? Это страница Насти, я знаю.
— Листай дальше, – Марина протянула телефон.
Зоя начала пролистывать фотографии. Настя в школе, Настя с подругами, Настя на пленэре… И комментарии. Десятки комментариев от какого-то Андрея.
— Кто этот мальчик? – спросила Зоя, хотя внутри уже появилось нехорошее предчувствие.
— Мой сын, – просто ответила Марина. – Наш. Твой пасынок.
Зоя вздрогнула. Андрей. Конечно, она знала, что у Павла есть сын от первого брака. Но они никогда не общались – так сложилось с самого начала. Андрей жил с Мариной в другом районе, учился в другой школе. Они виделись пару раз на редких семейных праздниках, да и то мельком, и очень давно.
— Они познакомились в сети два месяца назад, – продолжила Марина. – В группе молодых художников. Андрей увидел работы Насти, написал комментарий…
— И что? – перебила Зоя. – Они же не знают, что…
— Нет, не знают, – Марина покачала головой. – Ни Настя, ни Андрей не догадываются, что они брат и сестра. Они просто… влюбились друг в друга.
В комнате повисла тяжёлая тишина. Павел наконец повернулся от окна:
— Я узнал неделю назад. Случайно услышал, как Настя разговаривает по телефону.
— И ты молчал? – Зоя посмотрела на мужа с упрёком.
— Я не знал, как сказать. Думал, может, само пройдёт… Они же не встречались в реальности, только переписывались.
— Нет, – тихо сказала Марина. – Не только переписывались.
Она открыла на телефоне ещё одну фотографию. Настя и высокий темноволосый парень сидят в кафе. Они не смотрят в камеру – увлечены разговором, склонились друг к другу над альбомом с рисунками.
— Когда это было? – голос Зои дрогнул.
— Вчера, – ответила Марина. – В «Акварели» на Садовой. Я случайно проходила мимо…
Снова звонок в дверь. Все трое вздрогнули.
— Это Катя, – сказал Павел. – Я просил её приехать.
— Зачем здесь твоя сестра? – Зоя нахмурилась.
— Потому что она знает то, чего не знаем мы, – ответила вместо Павла Марина. – Катя все эти годы…
Договорить она не успела – Павел уже открыл дверь. На пороге стояла его сестра, прижимая к груди большую папку с рисунками.
— Здравствуйте, – Катя прошла в комнату, оглядела всех присутствующих. – Я так понимаю, разговор уже начался?
— Да, мы как раз обсуждаем наших юных художников, – Марина подвинулась на диване, освобождая место.
— Подожди, – Зоя подняла руку. – Сначала объясните, почему Катя в курсе происходящего? И что в этой папке?
Катя положила папку на журнальный столик:
— Я веду художественный кружок в Доме творчества. Уже восемь лет. И Настя, и Андрей занимались у меня. В разное время, конечно.
— Что? – Зоя удивлённо посмотрела на мужа. – Почему я не знала?
— Потому что я просил Катю не говорить, – тихо ответил Павел. – Настя ходила к ней по субботам, пока ты была на работе. А я говорил, что вожу её к репетитору по математике.
— Но зачем скрывать?
— Потому что это был единственный способ, – вмешалась Марина. – Единственный способ для детей быть собой, не оглядываясь на нас и наши… сложные отношения.
Катя открыла папку и начала раскладывать рисунки на столе. Акварельные пейзажи, портреты, натюрморты…
— Посмотрите внимательно, – сказала она. – Что вы видите?
Зоя наклонилась над столом:
— Это работы Насти? Вот эти точно её – я помню этот пейзаж с озером.
— А вот эти – Андрея, – Марина указала на другую стопку. – Я узнаю его стиль.
— Но вы не замечаете ничего необычного? – Катя продолжала раскладывать рисунки.
Павел подошёл ближе:
— Они… похожи?
— Не то слово, – Катя взяла два рисунка. – Вот, смотрите. Настя нарисовала этот парк два года назад. А это работа Андрея, сделанная в прошлом году. Тот же ракурс, те же детали, даже оттенки похожи. При том, что они никогда не видели работ друг друга.
— Совпадение, – пожала плечами Зоя.
— Нет, – Катя достала ещё несколько работ. – Вот портреты. Видите, как они прорисовывают глаза? Одинаковая техника, хотя я их учила по-разному. А вот наброски – посмотрите на линии, на штриховку. Будто один человек рисовал.
— И что всё это значит? – Зоя откинулась в кресле.
— Это значит, что пришло время рассказать правду, – Катя посмотрела на брата. – Всю правду. О том, что случилось двадцать лет назад.
— Нет, – резко сказал Павел. – Не нужно.
— Нужно, – твёрдо ответила Катя. – Потому что дети нашли друг друга. Несмотря на все наши попытки держать их подальше друг от друга, они всё равно встретились. Через искусство, через то, что у них в крови.
— О чём ты говоришь? – Зоя переводила взгляд с Кати на мужа.
— О том, почему Паша на самом деле ушёл от меня, – тихо сказала Марина. – И почему… почему я его отпустила.
Она достала из сумки старый конверт:
— Вот, я принесла. Я хранила это все эти годы.
— Что там? – спросила Зоя.
— Письмо, – ответила Марина. – От твоей мамы, Паша. То самое письмо, которое всё изменило.
Павел резко побледнел:
— Ты сохранила?
— Конечно. Такие вещи не выбрасывают.
— Подождите, – Зоя встала. – Какое письмо? При чём здесь мама Паши? Она же…
— Присядь, – мягко сказала Катя. – История долгая. И начинается она не двадцать лет назад, когда Паша ушёл от Марины. А гораздо раньше. Когда наши родители…
В дверь снова позвонили. На этот раз все замерли.
— Это Настя, – сказал Павел. – Она должна была вернуться с занятий в пять.
— И Андрей, – добавила Марина. – Он написал мне, что будет здесь.
— Они не должны пока войти, – Катя быстро начала собирать рисунки. – Нам нужно договорить.
— Я открою, – Павел направился к двери. – А вы уберите всё это.
Зоя схватила его за руку:
— Подожди. Почему… почему все эти годы вы скрывали от детей, что они брат и сестра? Родные, единокровные. Ведь это же…
— Я настояла, – перебила Марина. – Когда Паша ушёл к тебе, Андрею было всего три. Он не понимал, что происходит. А потом… потом появилась Настя, и я решила, что так будет лучше.
— Лучше? – Зоя покачала головой. – Лишить детей возможности общаться с родным братом и сестрой?
— Ты не понимаешь, – Марина сжала в руках конверт. – После того письма… После того, что я узнала о семье Паши…
Снова звонок в дверь, более настойчивый.
— Пап, открой! – голос Насти. – Я забыла ключи!
Павел застыл у двери, беспомощно оглядываясь на остальных.
— Открывай, – решительно сказала Катя. – Дети не виноваты в наших ошибках.
— Подождите, – Зоя встала между ними. – Я хочу знать правду. Сейчас. Что в этом письме? Почему вы не разрешали детям видеться? Почему скрывали их друг от друга?
Марина медленно открыла конверт:
— Потому что в нашей семье уже была такая история. С братом и сестрой, которые не знали о своём родстве. Много лет назад…
— Мама! – в дверь уже стучали.
— Катя права, – вдруг сказал Павел. – Хватит прятаться от правды. Пусть войдут.
Он решительно направился к двери. Марина вскочила:
— Нет! Ты не понимаешь…
Но было поздно. Дверь открылась, и на пороге появились они –Настя, так похожая на мать, и Андрей, копия молодого Павла.
— Мам? – Настя удивлённо остановилась. – Что происходит? Почему здесь все собрались?
Андрей молча переводил взгляд с одного взрослого на другого, пока не остановился на Кате:
— Вы… вы же преподаватель из художественного кружка?
— Да, – Катя грустно улыбнулась. – И ещё я твоя тётя, Андрей. И Настина тоже.
В комнате повисла тишина. Настя медленно повернулась к Андрею: — Тётя? Это как…
— Присядьте, – тихо сказала Марина. – Нам всем давно пора поговорить.
Настя и Андрей неуверенно прошли в комнату. Они старались не смотреть друг на друга, но было заметно, как их тянет друг к другу – общее напряжение, одинаковый жест поправить волосы, синхронное движение сесть подальше друг от друга.
— Я не понимаю, – первой заговорила Настя. – Почему вы все здесь? И почему…
— Мы знаем, что вы встречаетесь, – мягко сказала Марина.
Андрей вскинул голову:
— Мам, мы просто…
— Просто общаетесь? – Марина грустно улыбнулась. – Ходите в кафе, рисуете вместе?
— Откуда ты… – Настя растерянно посмотрела на отца. – Пап?
Павел тяжело опустился в кресло:
— Дети, нам нужно вам кое-что рассказать. Что-то очень важное.
— О том, что мы брат и сестра? – вдруг спокойно спросил Андрей.
Все взрослые замерли. Марина выронила конверт:
— Ты знал?
— Догадывался, – Андрей пожал плечами. – Я видел старые фотографии дома. И потом, когда встретил Настю… Она так похожа на папу.
— И ты всё равно… – начала было Зоя.
— Нет! – Настя вскочила. – Нет, этого не может быть! Папа, скажи, что это неправда!
— Это правда, солнышко, – тихо сказал Павел. – Андрей – твой единокровный брат. Мой первый сын.
Настя закрыла лицо руками. Андрей дёрнулся было к ней, но остановился.
— Но почему? – голос Насти дрожал. – Почему вы нам не сказали? Почему скрывали?
— Потому что они боялись, – вдруг сказала Катя. – Боялись, что история повторится.
— Какая история? – Андрей повернулся к тёте.
Катя взяла со стола старый конверт, который выронила Марина:
— История, которая случилась с вашей бабушкой. С мамой вашего отца.
— При чём здесь бабушка? – Настя опустила руки. – Она же…
— Она тоже не знала, что у неё есть брат, – Марина взяла конверт у Кати. – До того самого дня, когда встретила молодого художника на выставке. Они полюбили друг друга, начали встречаться. А потом…
— Потом выяснилось, что они брат и сестра, – закончил Павел. – Их родители развелись, когда они были совсем маленькими. Отец уехал и забрал сына, мать осталась с дочерью. Они жили в разных городах, никогда не виделись, даже не знали о существовании друг друга.
— И что случилось потом? – тихо спросил Андрей.
— Когда правда открылась, они не выдержали, – Катя покачала головой. – Брат уехал за границу, бабушка… она больше никогда не рисовала. А ведь была талантливой художницей.
— Поэтому, – продолжила Марина, – когда я получила это письмо… Письмо от вашей бабушки, где она рассказала эту историю и умоляла не допустить такого же с её внуками…
— Мы решили, что будет лучше держать вас подальше друг от друга, – закончил Павел. – Думали, что защищаем вас.
— Но вы нас не защитили, – Настя вытерла слёзы. – Вы лишили нас друг друга. Лишили возможности быть семьёй.
— А теперь получилось даже хуже, – добавил Андрей. – Потому что мы…
Он не договорил, но все поняли. В комнате повисла тяжёлая тишина.
— Я должна подышать воздухом, – Настя направилась к двери.
— Я с тобой, – Андрей встал.
— Нет! – резко сказала она. – Не надо. Мне нужно… нужно побыть одной.
Дверь захлопнулась. Андрей остался стоять посреди комнаты, опустив голову.
— Я знал, – вдруг сказал он. – Знал уже неделю. Нашёл это письмо дома, когда искал старые краски на антресолях.
— И всё равно пошёл на встречу? – спросила Марина.
— Да, – Андрей поднял глаза. – Потому что хотел… хотел узнать свою сестру. Просто как сестру. Но не успел сказать ей правду.
— Я найду её, – Зоя направилась к двери, но Павел остановил её: — Подожди. Дай ей время.
— Время? – Зоя обернулась к мужу. – Мы и так потеряли слишком много времени! Столько лет, Паша! Столько лет наши дети могли расти вместе, дружить, поддерживать друг друга…
— Мама, не надо, – тихо сказал Андрей. – Папа прав, Насте нужно побыть одной.
Он подошёл к столу, где всё ещё лежали рисунки:
— Знаете, когда я впервые увидел её работы в сети, меня поразило, насколько они… родные. Будто я сам их нарисовал, только лучше, тоньше. А когда мы встретились в кафе…
— Что? – спросила Марина.
— Я сразу понял, что она – моя сестра. У неё папины глаза, его жесты. И главное – эта одержимость рисованием. Она рассказывала про свои картины, а я видел в них то же самое, что всегда пытался выразить сам.
Катя подошла к племяннику:
— Почему ты не сказал ей сразу?
— Испугался, – Андрей провёл рукой по рисункам. – Что она возненавидит меня. Что не захочет даже просто общаться. Я думал, может, если мы сначала станем друзьями…
— А влюблённость? – осторожно спросила Зоя.
Андрей покачал головой:
— Это было до того, как я нашёл письмо. Потом… потом всё изменилось. Я просто хотел узнать свою сестру. Но не знал, как сказать правду.
Марина достала из конверта пожелтевшие листы:
— Может, пора прочитать это письмо? Все вместе?
— Нет, – твёрдо сказал Павел. – Сначала нужно дождаться Настю. Она имеет право услышать всё первой.
— А я хочу знать, – вдруг сказал Андрей. – Хочу знать всю историю. Про бабушку, про её брата… Про то, почему вы так боялись.
Катя взяла письмо у Марины:
— Я помню тот день, когда мама рассказала нам правду. Мне было пятнадцать, Паше – двадцать. Она собрала нас в гостиной, точно так же достала старые фотографии…
— Расскажи, – попросил Андрей. – Пожалуйста.
Все сели – Андрей на диван рядом с матерью, Павел в кресло, притянув Зою к себе, Катя устроилась на подлокотнике с письмом в руках.
— Это случилось в семидесятых, – начала она. – Бабушка тогда училась в художественном училище. Она была очень талантлива – её работы даже отправляли на международные выставки. На одной из таких выставок она встретила молодого художника…
— Они полюбили друг друга, – продолжил Павел. – Он тоже был студентом, тоже занимался живописью. У них оказалось так много общего – любимые художники, похожий стиль, даже мысли будто совпадали…
— Как у нас с Настей, – тихо сказал Андрей.
— Да, – кивнула Катя. – Именно поэтому мама так испугалась, когда узнала про вас. История казалась слишком похожей.
— Но как они узнали? – спросила Зоя. – О том, что они…
— Случайно, – Катя развернула письмо. – На одной из выставок появилась женщина, которая узнала их обоих. Оказалось, это была их тётя…
Входная дверь тихо скрипнула. В проёме стояла Настя – бледная, но спокойная.
— Продолжайте, – сказала она, проходя в комнату. – Я хочу знать всё.
Она села рядом с Андреем, впервые за вечер посмотрев ему в глаза: — Прости, что убежала. Я просто…
— Я знаю, – он слабо улыбнулся. – Я сам хотел сбежать, когда узнал.
— Ты правда знал? И всё равно пришёл в кафе?
— Хотел познакомиться с сестрой, – Андрей пожал плечами. – С моей единственной сестрой.
Настя помолчала, потом повернулась к тёте:
— Рассказывайте. Про бабушку, про её брата. Про то, почему все так боялись.
Катя расправила пожелтевшие страницы письма:
— Когда тётя узнала их обоих на выставке, она не сразу поняла, что происходит. Просто подошла поздороваться. И только потом, увидев, как они держатся за руки…
— Она рассказала им? – спросила Настя.
— Не сразу, – ответил Павел. – Сначала поговорила с их родителями. А те… они решили всё скрыть.
— Как вы? – тихо спросила Настя.
— Нет, – Катя покачала головой. – Они поступили ещё хуже. Отец мальчика просто увёз его за границу. Без объяснений, без прощания. Бабушка ждала его на следующей выставке, но он не пришёл. Не отвечал на звонки, письма возвращались…
— А потом? – Андрей подался вперёд.
— Потом появилась тётя, – Марина взяла у Кати письмо. – Вот, здесь написано: «Я проклинаю тот день, когда узнала правду. Лучше бы я никогда не знала, что Саша – мой брат. Лучше бы продолжала любить его просто как человека, как художника, как родственную душу…»
— И что с ним стало? – спросила Настя.
— Он остался там, за границей, – ответил Павел. – Создал семью, стал известным художником. Мама следила за его творчеством по журналам, но никогда не пыталась связаться.
— А бабушка? – Андрей посмотрел на отца. – Она тоже стала художницей?
— Нет, – Павел покачал головой. – Она забросила живопись. Поступила в педагогический, стала учителем литературы. Вышла замуж за нашего отца…
— Но главное – она поклялась, что никогда не допустит такого со своими детьми и внуками, – добавила Катя. – Поэтому, когда родились мы с Пашей, она настояла, чтобы мы всегда знали всех своих родственников. Чтобы не было тайн, недомолвок…
— И поэтому она написала это письмо? – спросила Зоя.
— Да, – Марина кивнула. – Когда узнала, что Паша уходит от меня к тебе. Она боялась, что история может повториться с её внуками.
— Но мы могли просто рассказать детям правду, – сказала Зоя. – С самого начала.
— Могли, – согласился Павел. – Но страх оказался сильнее. Страх, что они всё равно потянутся друг к другу, как бабушка с её братом. Что гены возьмут своё…
— А они и взяли, – вдруг улыбнулась Настя. – Посмотрите на наши рисунки. Мы ведь правда очень похожи.
Она встала и подошла к столу с разложенными работами: — Когда я впервые увидела комментарии Андрея под своими рисунками, меня поразило, насколько точно он понимает то, что я хотела выразить. Будто читает мои мысли.
— Потому что мы похожи, – Андрей тоже поднялся. – Мы брат и сестра. И никакие тайны этого не изменят.
Настя повернулась к нему:
— Знаешь, а ведь я тоже догадывалась. Где-то глубоко внутри. Наверное, поэтому мне было так легко с тобой общаться, так спокойно…
— Я рад, что ты теперь знаешь, – Андрей слабо улыбнулся. – И что ты… не обижаешься на меня за молчание.
— Глупый, – Настя шагнула к брату. – Как я могу? Ты же мой брат. Мой единственный брат.
Они обнялись – впервые по-настоящему, как брат и сестра. Зоя тихо всхлипнула, Марина украдкой вытерла глаза.
— Знаете что? – Катя собрала рисунки в стопку. – По-моему, нам всем пора начать новую историю. Без страхов, без тайн.
— Как это? – спросила Марина.
— А вот как, – Катя достала из сумки новую папку. – Я подала заявку на участие в городской выставке молодых художников. И включила туда работы Насти и Андрея. Как творческий дуэт брата и сестры.
— Правда? – Настя просияла. – Ты взяла наши рисунки?
— Не только рисунки, – Катя улыбнулась. – Я нашла старые работы вашей бабушки. И того её брата, Саши. Представляете, какая получится выставка? История одной семьи, история таланта, который передаётся через поколения.
— А можно? – неуверенно спросил Андрей. – Ведь бабушка…
— Я говорил с мамой вчера, – сказал Павел. – Рассказал про вас, про то, как вы нашли друг друга через искусство. Она плакала… и впервые за много лет достала свои старые краски.
— Она будет рисовать снова? – Настя подалась вперёд.
— Не знаю, – Павел пожал плечами. – Но она сказала, что хочет увидеть выставку. Хочет увидеть, как её внуки продолжают то, что она когда-то оставила.
Марина встала: — Что ж, тогда и мне пора признаться… На антресолях лежат не только старые письма. Там есть альбомы с набросками Андрея, которые он делал в детстве. Я сохранила их все.
— И у меня есть все Настины рисунки, – добавила Зоя. – Каждый листочек, каждый альбом…
— Значит, решено? – Катя оглядела всех. – Делаем выставку?
— Делаем, – твёрдо сказал Андрей. – Только…
— Что? – спросила Настя.
— Давайте пригласим его? Маминого брата, нашего двоюродного деда. Он должен знать, что его история не сломала нашу семью. Наоборот – она сделала нас сильнее.
Павел обнял сына за плечи: — Я узнаю его адрес. Мама наверняка знает.
— А я напишу письмо, – добавила Настя. – От нас обоих.
Зоя посмотрела на Марину:
— Останешься на чай? Нам всем нужно многое обсудить.
Марина кивнула:
— Останусь. Думаю, теперь мы часто будем собираться вместе. У детей столько планов…
— Не только у детей, – улыбнулась Катя, раскладывая на столе эскизы будущей выставки. – У нас у всех теперь новая история. История одной большой семьи.
За окном медленно опускались сумерки. В свете старой настольной лампы они сидели вокруг стола – родители и дети, брат и сестра, бывшие супруги и нынешние – листали альбомы, делились воспоминаниями, строили планы. И каждый чувствовал: всё наконец-то встало на свои места.
А старое письмо так и осталось лежать на краю стола – молчаливое напоминание о том, что иногда нужно потерять что-то очень важное, чтобы найти что-то ещё более ценное. И что настоящая любовь – она разная. Бывает любовь между мужчиной и женщиной, бывает между братом и сестрой, бывает просто между близкими людьми. И каждая из них имеет право на существование. Главное – быть честным с собой и другими.