«Меня пугала ее фанатичность»: горный гид Ценцевицкий рассказал о застрявшей на пике Победы альпинистке Наговицыной

Артем Ценцевицкий отметил, что Наталья Наговицына стремилась подняться на пик Победы с большой жаждой. Он объяснил, почему отказался брать ее на восхождение год назад.

Россиянка Наталья Наговицына с 12 августа находится на пике Победы на высоте около 7200 м со сломанной ногой, из-за чего не может передвигаться. Несколько операций по спасению 47-летней альпинистки были сорваны из-за погодных условий. Вертолет Ми-8 потерпел крушение при попытке добраться до россиянки. Спасти Наталью попытался ее знакомый итальянский альпинист Лука Синигилья. Он погиб во время спасательной операции.

По мнению экспертов, Наговицына погибла. Возобновить операцию по эвакуации Натальи получится не ранее лета 2026 года из-за сложных погодных условий. Горный гид Артем Ценцевицкий еще год назад отказался брать женщину на восхождение на пик Победы. В разговоре с VOICE он рассказал об альпинистке.

«Я не готов брать людей, которые не до конца понимают, во что вписываются. С Наташей была история, связанная со снаряжением: в лагере я попытался у других девчонок подкорректировать список ее снаряжения, у нас это получилось. От меня было выставлено условие — она должна была держать наш темп, мы шли довольно быстро, это было сделано для проверки участников, с которыми я никогда не работал в одной команде.

Подойдя в первый лагерь, я сказал Наташе, что ее текущие физические способности не подходят для пика Победы и нужно сильнее готовиться. Наташа немного обиделась, я не стал брать с нее никаких денег. Собственно, мы и разошлись. Думаю, больших обид она на меня не затаила, но ей очень хотелось на гору, в лагере она говорила, что это неправильно: “Я была готова, а Артем меня не взял”», — рассказал опытный альпинист.

Ценцевицкий охарактеризовал Наталью как приятного человека, с которым было комфортно общаться, однако отметил, что она испытывала фанатичную жажду сходить на пик Победы, что его пугало. «Ты понимаешь, что для этой цели она готова использовать любые средства, и это внушало мнение о том, что это фанатичность. А фанатичность в любом деле не является адекватностью. У меня нет горы мечты, на которую я расшибусь, но залезу, и, мне кажется, это правильный подход.

У Наташи была железная цель — Победа, она к ней шла любой ценой и, мне кажется, это неправильный подход, это страшно. Есть программа “Снежный барс” и я обязательно ее когда-нибудь закрою, однако у меня нет такой мечты или фанатичного стремления сделать это любой ценой. Вот в ней меня это пугало, были переживания, что это может быть опасно. Так и оказалось, к сожалению», — высказался Артем.

Он выразил уверенность в том, что Наговицыной уже нет в живых. «По поводу ее спасения речи уже не идет. По поводу спуска тела, буду честен: столько времени выжить на горе в таких условиях невозможно. Даже если бы в ближайшие дни она бы оставалась жива, ее эвакуация невозможна, так как нет ни технических средств вертолетом ее оттуда забрать, ни физических: люди не смогут этого сделать. Шанс был спасти ее вертолетной группой и то, он был минимальным: погодные условия должны были позволять это, а также здоровье ребят и состояние склона. Только тогда что-то бы получилось, но это было близко к нереальному. Сейчас уже шансов никаких», — заверил эксперт.

Ценцевицкий подчеркнул, что восхождение на гору такой сложности — всегда игра в рулетку. Он отметил, что уровень физической и технической подготовки сильно влияет на результат. Гид охарактеризовал пик Победы как самый сложный семитысячник и одну из сложнейших высотных вершин мира.

«В этом и таится основная опасность — погода на Победе меняется очень резко и агрессивно за счет наличия пустыни на китайской территории рядом с горой и озера в Кыргызстане. Там сложные температурные процессы, ветра, это всё создает трудные условия на горе. Если повезет, то на Победу может сходить любой человек с опытом семитысячника.

Но, если что-то пойдет не так, вероятность остаться на горе у непрофессионала очень высока. К сожалению, так и случилось с Наташей, что-то пошло не так. Я был на Победе дважды, два года подряд. Это были две супер-полярные ситуации — в первый раз мы поднялись в тяжелейших условиях вдвоем, малой командой, выживали ежедневно и выкладывались на сто процентов, чтобы вернуться с горы.

А во второй год я, даже заболев на горе, имел возможность сходить на вершину и спуститься вниз, так как просто повезло с погодой. Необходимо постоянное отслеживание всех факторов для того, чтобы не подвергнуть себя опасности — не попасть в лавину, не свалиться со снежного карниза, не задохнуться в снежной пещере, не быть сорванным порывом ветра с крутого гребня», — поделился Артем.

Альпинист отметил, что Наталья могла успешно подняться и спуститься вниз, но именно перелом ноги помешал ей сделать это. Он также высказался о том, обяжут ли сына Наговициной оплатить неудавшиеся спасательные операции.

«По поводу операции по спасению и возможной оплаты ее сына всех расходов — никто так никогда не делает, у нас это невозможно. У нас по-другому работают все эти законы — все спасательные операции оплачиваются наперед. Максимум, может быть гарантийное письмо от страховой компании. И, если у организации хорошая репутация, компания, выполняющая спасательную работу, может выполнить свои обязанности под честное слово, если в этом есть срочность: например, человека надо забирать с горы.

А обычно происходит так: страховая компания оплачивает услуги компании, проводящей спас операцию, затем вылетает вертолет. А деньги у сына или у других родственников — так это не работает. Без предоплаты или гарантийных обязательств никто никаких операций не делает. Если и делает, то это происходит или без денег, или по инициативе самого спас отряда», — заключил горный гид.

Наталья погибла практически на той же высоте, на которой четырьмя годами ранее скончался ее супруг. Летом 2021 года Сергей Наговицын получил инсульт на высоте 6900 метров при восхождении на пик Хан-Тенгри. Спасатели уговаривали альпинистку оставить мужчину, однако она оставалась с ним до последнего и по рации сообщала о его состоянии. Через год она вернулась на вершину, установив табличку в честь избранника.

Сын альпинистов Михаил ранее призвал возобновить спасательную операцию по эвакуации россиянки, а также выразил уверенность в том, что его мама может быть жива. Виктория Боня пообещала сыну альпинистки 800 тысяч рублей для транспортировки тела Натальи с горы.

Оцените статью
«Меня пугала ее фанатичность»: горный гид Ценцевицкий рассказал о застрявшей на пике Победы альпинистке Наговицыной
Селфи ягодиц для Бена Аффлека: Дженнифер Лопес в купальнике позировала на яхте в Италии