— Нет, спасибо! Больше я туда не ногой! — выкрикнула невеста после визита к будущей свекрови.
Тридцатилетний Анатолий переезжал в новый город с большим чемоданом, ноутбуком и аккуратно сложенным пальто, которое мать вручила ему на вокзале со словами:
— Смотри, чтобы не потерялся там. Куда бы ни ехал, всё равно ты у нас домашний мальчик. Ждём тебя обратно с нетерпением.
— И не забывай звонить! — поддакнула бабушка. — Ну и приезжать каждый месяц.
— Как получится. — Кивнул он, не очень-то радуясь такому «пожеланию успехов» от родни.
Первое время Толик так и делал: звонил, писал. Отчитывался о погоде, работе, что ест-пьет и чем занимается в свободное от работы время. Но с каждой неделей звонки становились реже и короче. Город обволакивал его суетой, втягивал в новую жизнь.
Новой должности он добивался давно. В другом городе его ждали новые проекты, жильё от компании и тишина — в хорошем смысле. Тишина, в которой не было постоянных звонков «приди, помоги, почини, подскажи, поешь, оденься теплее… а почему не звонил три часа? Что-то случилось?»
Анатолий вдохнул полной грудью, решив, что стал самостоятельным мужчиной.
Через три месяца он встретил Елену.
Она работала бухгалтером в соседнем офисе. Отношения развивались быстро. Елена оказалась милой, понимающей и хозяйственной. Через несколько месяцев Анатолий сделал ей предложение. Елена согласилась.
Осталась мелочь: сообщить о своем решении родне…
Когда Анатолий позвонил матери, чтобы сказать, что женится, на том конце повисла тишина.
— Поздравляю, конечно, — наконец сказала она. — А познакомить нас с ней нельзя было раньше? Чтобы не перед фактом нас поставил, а мы поучаствовали в процессе выбора будущей невестки?!
— Мам, у нас как-то всё быстро… Да и ты знаешь, времени ехать не было. Работа…
— Времени на семью у тебя давно нет, я заметила. — Сказала мать и сбросила вызов.
Анатолий представил ее лицо в тот момент: поджатые губы и прищуренные глаза. Мама часто обижалась раньше, и он полагал, что с переездом «во взрослую жизнь» они все немного изменятся, примут и отпустят. Но… Видимо, нужно было больше времени и больше усилий.
Чтобы сгладить острые углы, Анатолий перезвонил и предложил маме встречу-знакомство.
— Елена понравится вам, вот увидите…
— Посмотрим. Хотя вместо Елены мне хотелось бы посмотреть на тебя. Чаще, чем один раз в год, — ответила мама.
Анатолий кивнул.
Елена приняла приглашение. Ей хотелось понять, с кем придется породниться после свадьбы.
Анатолия с невестой встретили в родном городе достойно. Мама приготовила фирменную утку, бабушка привезла соленья с дачи… На Елену пришли посмотреть и другие родственники. Тетя, сестры, дядюшки и даже «седьмая вода на киселе».
— У нас не просто семья, у нас клан! Все друг за друга горой! — заявила бабушка Толика.
Первый вечер прошёл хорошо. Семейные фотоальбомы, разговоры про детство Анатолия, хохот, когда мать и бабушка вспоминали смешные истории из его детства.
— Как тебе мои? — тихо спросил Анатолий.
— Они милые, — прошептала Елена в ответ. — Зря я волновалась.
Следующее утро началось со звонка будильника. А через 10 минут в комнату, где спали Анатолий и Елена, зашла будущая свекровь.
— Толик, милый, поднимайся. У нас много дел!
Елена была в шоке от такого «доброго утра». Она натянула одеяло до носа и тихонько спросила:
— Толь, а мне что делать? Если ты уйдешь?
— Отдыхай, милая, — ответила вместо него свекровь. — Город посмотри. Мы твоего жениха на временно отберём, ладно? Уж не заскучаешь.
Что оставалось Елене? Она кивнула и, отпустив Анатолия, продолжила спать. После встала, приготовила нехитрый завтрак и отправилась гулять по городу. По тем местам, где планировала путешествовать вместе с женихом.
Но Толик в это время был очень занят и не мог оторваться от важных дел, которые заботливо приготовили для него мама и бабушка, заранее написав длинный столбик на листке бумаги.
— Кран на кухне всё капает. Ты же знаешь, что мне не к кому обратиться. Звала соседа, он говорил, нужна новая прокладка или как там ее.
— Ага. Да, я понял, — кивнул Анатолий. — Надо в магазин.
— Ты, внучок, пойдешь в хозтовары, купи лампочек. В коридоре лампочка перегорела, а я боюсь на табуретке стоять. Надо бы поменять…
— А еще надо в нише под потолком проводку посмотреть и заодно пыль смахнуть. Ты ж всё равно сюда редко, вот хоть пользу принеси.
Анатолий сжал список в кулаке.
— Ладно, все сделаю.
Он возился с инструментами до самого вечера, потом еще несколько раз бегал в магазин, потому что чего-то постоянно не хватало, а бабушка то и дело причитала: «плохо без мужика в доме. И помочь-то некому».
Елена, прогулявшись в первый день одиночества, на второй сидела дома одна. Была плохая погода, и выходить на улицу совершенно не хотелось. Музеи Елена не особо любила. Возможно, она посетила бы какой-то для разнообразия вместе с Анатолием, но того почти не было дома.
Он приходил пару раз за какой-то вещью, а потом уходил и пропадал на несколько часов. Елене было не очень приятно. Но она молчала. Под вечер третьего дня он, уставший, приплелся домой и сказал:
— Прости, что не получилось показать тебе город.
— Ничего, зато я узнала, какой ты у них «нужный», — сухо ответила Лена, радуясь, что скоро окажется дома. Далеко от родни жениха.
Вот только не все радовались. Когда молодые уезжали, мать Анатолия бросила напоследок:
— Приехали на три дня, даже не успели пообщаться! И вообще, у тетушки не был, к сестре не сходил. А им кто будет помогать?
— Мам… Я б с удовольствием…
— Ой, не надо слов! Ты совсем чужой стал. Другой.
Было очевидно, что мать обиделась. Обижалась и Елена. Бабушка тоже не радовалась, хотя Толик выполнил почти все ее просьбы. Но ей и того было мало. Анатолий чувствовал себя со всех сторон виноватым, но поделать ничего не мог.
— Приедешь в выходные. Мы еще не все дела порешали, — сказала бабушка напоследок.
— Не обещаю. У нас планы. — Сказал Анатолий и увидел, что у Елены в глазах появилась надежда…
Родственники правда не унимались. После визита мать и бабушка с тетками и сестрой стали названивать Толику постоянно. Они жаловались на все: начиная от скрипучей двери, заканчивая ценами в магазинах на продукты. Елена слышала эти разговоры и копила внутри раздражение.
— Может, хватит уже? Ты что, пресс-секретарь? Почему у тебя постоянно кто-то что-то спрашивает? — возмущалась Лена.
— Не кто-то, а мои родные люди. Я не могу отказать.
— Тогда просто не бери трубку.
— Они будут волноваться.
Елена покачала головой, понимая, что ей придется принять как факт существование родственниц в жизни жениха. А они тем временем все больше напирали.
— Толенька, милый друг, ты бы бабушке звонил почаще, она ведь совсем пригорюнилась, — сказала одна из родственниц. — У нее на днях окно от ветра сломалось — треснуло стекло и едва не выпало из рамы. Хорошо, что мой муж пришел и подправил. Но надо менять полностью окна.
— Теть Маша, а ваш муж мог бы моей бабушке помочь? Я бы денег дал.
— Ты что? Разве мы с родни будем деньги брать? Нет… Да и бабуля твоя от помощи отказывается, говорит, что внучок приедет и все сделает, что он обещал.
— Да я и знать не знаю про окно! — вспыхнул Анатолий.
— А ты бы ей почаще звонил, тогда бы и знал…
Вечером Толик сел напротив Елены и сообщил, что надо ехать в родной город.
— Там у мамы замок на двери сломался, а бабушке нужно окно сменить. Я быстро управлюсь. — Неуверенно сказал он. — Может, поедешь со мной?
— А если всё опять как в прошлый раз будет? Что мне там делать? Одной!
— Нет… Обещаю, всё будет по-другому. Я уважу родню, и мы с тобой будем гулять по городу, сейчас уже точно тепло и погода не подведет. Хочешь, я куплю билеты в театр?! Чтобы ты точно была уверена во мне. Что я найду время…
Возможно, если бы не приглашение в знаменитый театр, Елена бы отказалась ехать. Но от такого она отказаться не могла.
— Хорошо. Но я надеюсь, что ты сдержишь обещание. И жить будем в отеле, не у твоих.
Остановка в отеле сыграла злую шутку: все обиделись на Толика.
— Ты что, не хочешь родню видеть?! Квартира есть, а ты от нас отдалился! Как это понимать?
Толик краснел, слушал и разводил руками.
— Быстро приезжай, пока слухи не поползли! Перед родней стыдно!
Отказать он не смог: теперь Толик был занят с первого дня приезда. Не было посиделок за столом. Сразу схватили быка за рога, а точнее, внука за… руки.
— Ой, как хорошо, что ты приехал! Ну идем, я списочек приготовила, — сменила гнев на милость бабушка.
Пока Елена пыталась что-то возразить что-то, жениху поступил звонок от мамы
— Сын, ты как с бабушкиными делами разделаешься, приезжай ко мне. Тут соседка, Галя, просит помочь: замок у неё не открывается.
— Мам! У меня дел полно! А ты еще соседку мне вешаешь! Пусть вызовет мастера. Я вам что, бесплатный муж на час?!
— Ты ж мужчина, Анатолий. Кто, если не ты?
— Ты не муж на час, — пробормотала Елена. — Ты муж на отпуск! Скоро тебя заставят супружеский долг выполнять, потому что ты — один мужик на весь город! Как после апокалипсиса. Все вымерли, один Анатолий остался!
— Лен… да брось. Это же все в шутку.
— В каждой шутке есть доля правды.
— Ладно, ты не забыла, что мы идем вечером в театр?
— Я нет. А ты?
— Билеты на семь. Я освобожусь к шести. Ты пока погуляй… ну, чтобы тут глаза не мозолить родне.
Елена ушла. Она уже сделала выводы. Ей было все ясно.
Толик опоздал в театр. У Елены остались два билета. Она посмотрела на часы, на платье, приготовленное по такому случаю, и в последний момент решила пойти. Отдать второй билет первому встречному.
— Вы ведь один? — спросила она у стильного мужчины с бородой, который стоял у входа в театр, пытаясь перекупить билеты.
— Да… У вас есть свободный билет?
— Есть. Идемте.
Так Елена пошла в театр с другим мужчиной.
Спектакль прошел замечательно. На выходе из театра Лена шла под руку с новым знакомым, они смеялись. У входа стоял Анатолий. Он приехал к концу спектакля и увидел свою невесту под руку с другим.
— Ты не хочешь это объяснить? — раздраженно спросил он.
— Я? Нет, лучше объясни ты! Где ты был весь день и почему не выполнил наш уговор! — крикнула ему в лицо Лена.
— Был у родни! Помогал! Я думал, что ты меня понимаешь и любишь…
— Да! Я давала шанс! Хотела, наконец, почувствовать, что у меня есть жених, а не мальчик на побегушках! Но похоже, ты уже занят. Значит, я свободна! — Сказав это, Елена поехала на вокзал.
Когда спустя несколько дней Анатолий вошел в квартиру, где они жили с Еленой, жилище встретило его пустотой. Это означало одно: отношения прекратились.
Толик был потерян и очень переживал, но Елена не брала трубку. На работе она его избегала. А через месяц он узнал от общей знакомой, что невеста встречается с тем самым мужчиной из театра.
Спустя пару месяцев, когда произошло осознание и принятие факта расставания и причин, Анатолий набрался смелости и подошел к Елене во время обеда.
— Привет… Я хотел сказать, что все понял.
— Привет, Толик. Это хорошо, — тихо ответила Елена.
— Надеюсь, ты счастлива.
— Да. Вполне. А ты?
Он улыбнулся.
— Учусь быть свободным. От всего — даже от чувства долга.
— Значит, этот урок был пройден не зря, и ты, наконец-то, стал взрослым.
Толя не ответил. Ему было обидно оттого, что в словах Лены была истина.
Вечером позвонила мать.
— Ну что, на выходных приедешь? Мы уже заждались. Тут опять стиралка барахлит. А у тети Маши…
Он не стал слушать. Просто положил трубку, думая, когда он успел превратиться из сына и внука в обслуживающий персонал и почему он понял это только теперь, когда потерял Елену?
Мать набирала его номер снова и снова. А он? Впервые за долгое время он не перезвонил.