Я должна тебе всё объяснить, дочка…

— Приятного аппетита! – сказала Лариса, садясь за стол.
У каждого в семье было своё любимое место. Муж всегда садился лицом к окну, двенадцатилетняя Соня напротив, а Лариса, как полагается хозяйке дома, между ними, спиной к плите и раковине.

Она обожала эти вечерние посиделки, когда вся семья сбиралась за столом. Утром все торопятся на работу и в школу, не до разговоров. Лариса с мужем обедали на работе, а Соня дома или у подружки, у которой бабушка печёт пироги и варит борщ с пампушками. Вот и получается, что собраться всей семьёй, не спеша поговорить, что-то обсудить, они могли только за ужином.

Лариса всегда хотела иметь дружную семью. Конечно, у неё были мама, папа, потом отчим и сестрёнка, но Лариса всегда чувствовала себя на отшибе, отдельно от них. Так бывает.

Отца она помнила плохо. Он не кричал, не ругал её, чаще молчал, но смотрел на Ларису холодно и равнодушно. Наверное, поэтому она его побаивалась. Мама тоже разговорчивостью не отличалась. Её губы всегда были плотно сжаты, она никогда не улыбалась.

Когда Лариса вышла замуж, у неё появилась своя семья, она установила правила: вместе обедать в выходные и ужинать в будние дни. И не просто сидеть за одним столом, а делиться новостями, что-то обсуждать, планировать.

Утолив голод, Лариса спросила:

— Куда мы поедем в отпуск? Пора решать и заказывать билеты, бронировать отель, а то пролетим.

— Может, проведём отпуск у моих родителей на даче? Отец просил помочь забор поправить и крышу, — предложил Валерий.

— Ну… Я на юг хочу, на море, — недовольно заныла двенадцатилетняя Соня.

— Чтобы на юг ехать, деньги нужны, а мы ещё ипотеку не погасили. У машины пора шины менять. А на даче сэкономим прилично. Съездить можно куда-нибудь, в Завидово, например. Летом там отлично.

Соня с папой одновременно посмотрели на Ларису, ожидая её предложения.

— Я с папой согласна. Хотя на море тоже очень хочется.

— А я что говорю! – воскликнула Соня радостно.

В этот момент зазвонил телефон.

— Твой, — сказал Валерий, отправляя в рот последний кусок котлеты.

Лариса отложила вилку и пошла в комнату. Звонила мама.

— Мам, что случилось?

— Не помешала? Лара, нужно поговорить. Приезжай, — коротко сказала мама.

— Сейчас? Тебе плохо? – забеспокоилась Лариса.

— Я в порядке. Приезжай. – Мама отключилась.

— Что случилось? – спросил муж, когда Лариса вернулся на кухню.

— Мама звонила, попросила приехать, хочет поговорить. Чувствую, что это снова связано с Алисой.

— Надо так надо. Я отвезу тебя.

— Нет, я сама. Если что, заберёшь меня?

— Конечно.

Лариса быстро собралась и уехала. Жили они не очень далеко от мамы, через несколько остановок. Всю дорогу на автобусе Лариса гадала, что за срочное дело у мамы. Никогда не советовалась с ней, а тут поговорить позвала. Интуиция подсказывала, что не просто так, что хорошего от этого разговора ждать не стоит.

Мама открыла дверь, и Лариса сразу заметила, что она не на шутку встревожена и расстроена.

— Пойдём на кухню. Чай будешь? – спросила мама.

— Только что из-за стола, — отмахнулась Лариса.

Кухня у мамы тесная. Стол одним боком притиснут к холодильнику, сесть напротив друг друга не получается. Поэтому они сидели через угол. Пока мама собиралась с мыслями, Лариса разглядывала её напряжённое лицо с мелкими морщинками. Показалось или с последнего раза, когда они виделись, их действительно стало больше? Мама нервно теребила в пальцах какую-то тесёмку. Лариса накрыла её руки ладонью.

— Мам, успокойся. О чём ты хотела поговорить? – мягко спросила она.

— Алиса позвонила… – начала осторожно мама.

— Я так и знала, — не удержалась от замечания Лариса.

Мама укоризненно посмотрела на старшую дочь.

— Что случилось на этот раз? Не тяни, — поторопила её Лариса.

— Денег просила.

— Вот как? И много?

— Два миллиона.

— Зачем ей? Она же вышла замуж за богатого турка. Помнишь, как заливала нам на этой самой кухне?

— Что-то с бизнесом Саида случилось. Он должен большую сумму денег. То ли его обманули, то ли обокрали. Я не поняла. Деньги нужны срочно, иначе его убьют.

— Не велика потеря, — усмехнулась Лариса.

— Лара… — одёрнула её мама.

— Всё, молчу. Нет, откуда у нас такие деньги? Она забыла, как мы тут живём? Она же хвасталась, что её Саид богатый, у его отца серьёзный бизнес. Его отец не может помочь сыну? Там полно, наверное, родственников. Всегда подозревала, что с ним что-то нечисто.

— Алиса сказала, что Саид продал свой дом, они у его родителей живут. Отец частично тоже покрыл его долг, но нужны ещё два миллиона.

— Долларов? Евро? – криво усмехнулась Лариса.

— Рублей. Я всё решила. Я продам квартиру. Но я боюсь, что сама не справлюсь. Вот и позвала тебя, чтобы ты помогла мне с продажей.

— Мама, что ты такое говоришь? Продать квартиру, да ещё быстро! Я бы поняла, если бы Алиска угодила в неприятности, но ты хочешь продать квартиру, чтобы помочь Саиду. А сама ты куда?

— Я думала к вам переехать, если примите, — тихо сказала мама и заплакала.

Лариса сидела, не зная, что делать. Алиса совсем с ума сошла, если взвалила на маму такую ношу. О чём она вообще там думает?

— Мам, не плачь, мы что-нибудь придумаем. Может, Алисе лучше вернуться сюда, пока Саид решает свои проблемы? На билет я ей как-нибудь наскребу.

— Не может она. Ребёнка ждёт, — всхлипывая, выдохнула мама.

— Снова?! А главное, как вовремя, — всплеснула руками Лариса.

— Я всё решила. Иного выхода нет. Не могу я бросить её в такой ситуации. Не могу отказать. Я не прошу совета, я прошу помочь продать побыстрее квартиру.

— Мама, ты представляешь, что такое продать квартиру? Нужно выписаться, найти покупателя, переехать. На это нужно время. Если продавать срочно, сумму получим гораздо меньше реальной стоимости твоей квартиры. Надо подумать. Может, есть другой способ достать денег. Ладно, я поговорю с мужем, мы решим, что лучше сделать. Ты не переживай, а то доведёшь себя до инфаркта.

Лариса ехала домой и ругала младшую сестру. Та всегда получала, что хотела. Мама всю жизнь дула ей в попу, баловала, вот и выросла Лариса избалованной эгоисткой, только о себе думает. Уж два миллиона как-нибудь наскребли бы и там. Чего маму в это впутывать?

Конечно, если что, она возьмёт маму к себе, даже разговора быть не может. Соне придётся жить с бабушкой в одной комнате. В восторге от этого дочь не будет.

Этот Саид ей сразу не понравился. Красивый, ничего не скажешь. Алиса познакомилась с ним в Турции, где отдыхала три года назад с подругой. Вернулась загорелая, с горящими глазами, только и говорила, что про Саида. Рассказывала, какой у него красивый дом, богатые родители. Сказала, что скоро Саид приедет за ней.

Они с мамой не могли её отговорить выходить за него замуж и уезжать из страны. Тогда Алиса сообщила, что ждёт ребёнка. Лариса ещё тогда заподозрила неладное. Зачем богатому турку русская девушка, хоть и красивая? Там своих красавиц полно. Алиса не знает языка, обычаев, у неё вера, в конце концов, другая. Но кто её слушал? И мама, и Алиса решили, что она просто завидует.

И чем этот Саид занимается? Честно больших денег не заработаешь даже в Турции. Наверняка, чем-то нелегальным. Маму не свернёшь теперь. Ведь на улице останется, а своей любимой доченьке поможет.

Лариса приехала домой накрученная по самую макушку. До глубокой ночи они с мужем спорили и решали, где найти два миллиона.

— Деньги найдём, а как их туда отправить? Думаешь это так легко в наше время? И комиссия наверняка большая. Я завтра всё узнаю.

Они решили взять кредит, потом не спеша продать мамину квартиру, купить ей однокомнатную, а оставшимися деньгами погасить кредит, насколько возможно. Придётся всё-таки отдыхать в отпуске на даче. Без вариантов. Раз мама решила помочь Алисе, не отступит.

— Ничего, справимся, — сказал муж. – Успокой маму.

Вот за это Лариса и любит своего мужа. Ни в какой Турции такого не найдёшь. Поддерживает, готов решать проблемы Ларисиной сестры, о маме переживает.

Ночью Лариса долго не могла заснуть, думала, вспомнила…

***

Отец ушёл от них, когда Ларисе не было и шести лет. Она его плохо помнит. Он ей напоминал телеведущего, который рассказывает по телевизору новости. Ходил и сидел так, словно кол проглотил, строгий, неулыбчивый. Мама и так была не очень разговорчивой, а после ухода отца вообще стала замкнутой и молчаливой, хотя совсем не плакала. Когда к ним приезжала бабушка, они о чём-то шептались на кухне.

Когда Лариса пошла в школу, бабушка после уроков её встречала и везла к себе, кормила, вечером привозила домой. Иногда Лариса оставалась у неё ночевать, могла даже все выходные провести у бабушки.

— А я у тебя теперь жить останусь? – как-то спросила Лариса.

— Нет. Просто у мамы появился кавалер. Может, и сложится у них. Дай-то бог, — вздыхала бабушка и гладила Ларису по голове.

А потом мама познакомила Ларису с дядей Жорой. Лицо у него было красное. Наверное, потому, что он много шутил и смеялся. Мама с ним была совсем на себя не похожа. Она тоже часто улыбалась. Они гуляли все вместе в парке, дядя Жора покупал Ларисе мороженое, помогал с уроками.

Потом мама с дядей Жорой поженились и поменялись с бабушкой квартирами. Они переехали в двухкомнатную бабушкину, а бабушка в их однокомнатную. Теперь у Ларисы была своя комната. Какое это было счастье! Правда, длилось это счастье недолго. Мама родила Алису, когда Лариса училась в третьем классе.

И весь мир в квартире завертелся вокруг вечно орущей сестры. Мама с трудом укладывала её спать и не разрешала даже громко разговаривать, чтобы не разбудить. Мама всегда была занята ею. Ларисе казалось, что мама её больше не любит. Иногда к себе её забирала бабушка, жалела Ларису и вздыхала.

А вот Алису бабушка не брала к себе, даже когда та подросла. Теперь сёстры делили комнату на двоих и часто ссорились. Алисе прощалось всё, а Ларису мама ругала по каждому поводу. Тогда Лариса и решила, что у неё будет только один ребёнок, чтобы вся любовь доставалась только ему одному.

А потом дядя Жора внезапно умер во сне. Тромб оторвался. Мама ходила по дому, словно тень, никуда от себя не отпускала Алису, постоянно прижимала её к себе и целовала.

Теперь Ларисе никто не помогал с уроками, не покупал мороженое. Денег стало меньше. Алиса отказывалась донашивать одежду за старшей сестрой, и мама покупала ей новую. На Ларису денег не хватало. Бабушка вздыхала и сама покупала Ларисе одежду.

Ещё в подростковом возрасте Алиса отличалась красотой. Никто не верил, что они с Ларисой родные сёстры. «У нас отцы разные», — снисходительно говорила сестра. Всё внимание не только мамы, но и всех знакомых доставалось лишь Алисе. Лариса чувствовала себя ненужной и одинокой. После окончания школы она поступила в институт на заочное отделение и устроилась на работу, где познакомилась с Валерой.

Через год они поженились. Снимали квартиру, копили деньги на первый взнос в ипотеку. Лариса радовалась, когда у неё появилась своя квартира, где она была хозяйкой. Тогда она и установила правила ужинать вместе, разговаривать, обсуждать за ужином разные проблемы и вопросы.

Когда у них родилась дочка, Валерий сказал, что следующим обязательно будет мальчик. Но Лариса объявила, что больше рожать не будет и объяснила почему. Муж настаивать не стал, думал, что со временем она изменит своё решение.

Даже на поездку в Турцию мама нашла для Алисы деньги. Только на Ларису их не никогда не хватало. А потом Алиса уехала в Турцию. Мама долго не соглашалась отпустить её. Лишь после того, как Саид с Алисой расписались в ЗАГСе, она отпустила дочь. Сына Алиса родила уже в Турции.

Начались суматошные дни. Лариса оформила кредит на себя, муж платил ипотеку. Переслать деньги за границу оказалось сложно в связи с санкциями и ограничениями. Они с мужем подключили всех знакомых, а те в свою очередь своих знакомых. Напрягли и Алису с Саидом. Наконец, деньги отправили.

— Мы продаём мамину квартиру и покупаем ей однокомнатную, чтобы погасить кредит. Имей в виду, если захочешь вернуться, у мамы теперь будет тесновато. Постарайтесь больше не попадать в неприятности, денег у нас нет и продать больше нечего, — сказала Лариса, забрав у мамы телефон, когда Алиса звонила, чтобы поблагодарить маму.

Конечно, квартиру маме купили маленькую и на окраине города. Ездить теперь к ней далековато. Мама ходила по своему новому жилью с растерянным видом, но храбрилась, говорила, что ей всё нравится, а в глазах стояла тоска. Лариса ездила к ней каждый день, помогала обживаться, раскладывать вещи, вешать занавески.

— Спасибо тебе, дочка, — как-то сказала мама.

— Да ладно. Главное, у тебя есть своя квартира. Надеюсь, больше Алиса не преподнесёт нам сюрпризов.

— Я так её любила, так баловала, думала, она будет заботиться обо мне в старости. А она уехала. А ты… Я была тебе плохой матерью. Но мне так хотелось счастья… Я должна тебе всё рассказать.

— Что рассказать, мама?

— Твой отец… Он не настоящий отец. Поэтому он не был ласков с тобой, да и со мной тоже. Я была молодая и глупая, как сейчас говорят «залетела».

— Мам, может, не надо? Столько лет прошло. Зачем ворошить прошлое? — попросила Лариса.

— Нет, я хочу объяснить. Я залетела на пятом курсе. Влюбилась, голову потеряла, прямо как наша Алиса. Когда сказала ему, что беременная, он испугался, настаивал на аборте. После экзаменов уехал к себе. Больше я его никогда не видела.

Мама отговорила делать аборт. Познакомила меня с сыном своей знакомой. У него не могло быть детей, переболел чем-то в детстве. Он согласился на мне жениться. Знакомая очень мечтала о внуках, а мама хотела, чтобы никто не узнал про мой грех.

Но мы не любили друг друга. Это была не жизнь, а ад. Меня мутило от одной мысли ложиться с ним в постель. Сначала терпела, а потом сказала, что не могу с ним спать. У него появилась другая женщина. Какое-то время мы ещё жили вместе, а потом он ушёл.

Мне тогда было меньше, чем тебе сейчас. Мне хотелось любви, нормальной семьи. Потом я встретила Георгия. В него невозможно было не влюбиться. Ты помнишь его? Весёлый был, красивый. – При воспоминании о дяде Жоре мамины глаза потеплели.

— Он очень хотел общего ребёнка, дочку. Я счастлива была, что угодила ему, родив Алису. Я знаю, ты ревновала меня к ней. Каюсь, я любила её больше. Это было самое счастливое время… — Мама задумалась ненадолго.

— Я счастлива была с ним. Но он умер. Я баловала Алису, она напоминала мне о нём, о том счастливом времени. Я так благодарна, что ты не бросила меня, помогла квартиру продать, купить эту. Я несправедлива была к тебе. Наверное, обиду на твоего настоящего отца, на мужа, я перенесла и на тебя. Поэтому не могла любить тебя так, как следовало, как любила Алису. Прости меня, дочка.

Ларисе теперь многое стало понятно. Понятно, почему бабушка жалела её, почему мама готова была даже квартиру продать ради Алисы — в память о дяде Жоре.

Алиса позвонила ещё раз, сказать, что родила девочку и назвала Надей, в честь мамы. И больше не звонила. К себе в гости не приглашала, из чего Лариса заключила, что всё там непросто.

А сама Лариса была счастлива. У неё есть любящий муж, надёжный и заботливый, дочь. И никаких запутанных тайн. После продажи квартиры у них с мамой наладились отношения. Теперь они часто виделись, много разговаривали. Именно этих разговоров, маминого внимания Ларисе так не хватало в детстве. Они обе учились заново любить и узнавать друг друга.

Правильно говорят, если счастлива мама — счастливы и её дети…

Оцените статью
Я должна тебе всё объяснить, дочка…
Это было в «Симпсонах»: 10 раз, когда культовый мультсериал предсказал будущее