– Ты загостилась, сестрица. Испортила Новый год, не съезжаешь, ведешь себя как хозяйка! – перечислила Ольга.
– И погощу еще, – расхохоталась Светлана. – Ты меня не выгонишь, уеду, когда сама захочу.
***
В свои пятьдесят пять Ольга обожала Новый год. Она готовилась к нему за месяц, тщательно украшала дом, а тридцать первого декабря красиво сервировала стол. Праздничное настроение портило только одиночество, уже несколько лет Ольга встречала праздник одна, с мужем развелась, а дочка с зятем жили в другой стране и поздравляли лишь по телефону.
Но в этом году с одиночеством было покончено. Младшая сестра позвонила Ольге утром тридцать первого и расплакалась в трубку:
– Представляешь, прорвало трубу отопления, а мастера ушли в новогодний отпуск до десятого января! Аварийка все отключила и больше помочь ничем не может. Мы замерзнем тут за десять дней! Что нам делать?
– Ехать ко мне, конечно, – ответила Ольга. – Заодно и отпразднуем.
– Ты такая добрая, скоро будем! – ответила сестра заметно окрепшим голосом.
Положив трубку, Ольга вздохнула и подумала: «Опять Света в своем репертуаре».
Хотя Светлана была младше всего на пять лет, Ольге она всегда казалась бестолковым ребенком. Та постоянно попадала в переделки, а старшая сестра ее спасала. Последний раз это случилось, когда сын Светланы Костик попал в полицию вместе с компанией, которая обнесла продуктовый магазин. Он уверял, что просто стоял на страже и понятия не имел, чем занимались приятели, только поэтому Ольга согласилась помочь и уговорила знакомого из полиции спустить дело на тормозах. Про себя она подумала: «Кажется, требовать от меня спасения у этой семейки вошло в привычку».
Светлана вместе с мужем и сыном прибыли час спустя. В квартире сразу стало тесно, потому что все трое отличались немалыми габаритами и притащили с собой половину вещей.
– Куда столько, вы же только на десять дней! – ахнула Ольга при виде бесконечных коробок и тюков.
– В квартире без отопления вещи испортятся, их жалко, – отрезала Светлана. – Вот эта сумочка – точная копия «Диор», десять тысяч за нее отдала!
Тем временем Костик пронес мимо удивленной Ольги компьютер с огромным монитором, а муж Светланы Михаил протащил чехол с удочками.
Угомонились гости только к вечеру. Племянник устроил себе компьютерное гнездо в углу комнаты и погрузился в игру, Михаил развалился в кресле перед телевизором с пивом в руке, а Светлана вовсю уминала приготовленные сестрой закуски.
– Подожди, я хотя бы стол накрою, – попыталась остановить ее Ольга. – Кстати, не хотите переодеться к празднику?
– Зачем, все же свои, – отмахнулась Светлана, отправляя в рот огромную ложку салата.
К полуночи Светлана и Михаил улеглись спать, а когда из телевизора донесся бой курантов, сестра крикнула:
– Выключи телек, люди же спят!
Ольга грустно огляделась. Стол она накрыть так и не успела, поужинать как следует тоже, у кресла валялись пять пустых бутылок и мужские носки, в углу притаился молодой парень, для которого не существовало ничего, кроме монитора.
«А праздничного настроения-то и нет», – грустно заключила Ольга и пошла убирать бутылки.
***
Новогодние каникулы оказались не лучше, чем сам праздник. Светлана с семейством спали до полудня, выползали к холодильнику, а потом усаживались перед телевизором и компьютером. Ольга приглашала родственников покататься на коньках, посмотреть на главную городскую елку, сходить на спектакль – на все она получила отказ.
– Охота тебе носиться по городу? – проворчала Светлана. – Лучше бы приготовила что-нибудь, салаты давно закончились, бутербродами питаемся.
– Я должна вам готовить? – удивилась Ольга.
– Конечно, мы в гостях, ты обязана о нас заботиться.
– Продукты для четверых взрослых на свою зарплату я не потяну, – честно призналась Ольга.
А мысленно добавила: «К тому же не собираюсь становиться служанкой для троих взрослых людей».
Светлана обиженно ответила:
– Мы бы дали тебе денег с превеликим удовольствием, хоть это против правил гостеприимства, но нам еще отопление чинить, а Мишу на работе сократили, где только деньги брать будем…
– Продай фальшивый «Диор», вот и деньги, – предложила Ольга.
Светлана сверкнула злыми глазами и отвернулась. Разносолов она больше не требовала, даже начала готовить сама, правда, только для своей семьи. Ольгу к их столу ни разу не пригласили.
Она была готова стерпеть это унижение, лишь бы поскорее избавиться от дорогих гостей. Ольга так привыкла жить в одиночестве, что три дополнительных человека ее отягощали. Особенно потому, что их взгляды на быт и гигиену расходились с ее собственными.
Михаил, например, считал, что для чистки зубов достаточно минуты, а мыться можно два раза в неделю. Когда он подходил к Ольге или наклонялся к ней, чтобы рассказать очередной скабрезный анекдот или несмешную историю, она задерживала дыхание. Костик полностью разделял гигиенические привычки отца, а еще любил есть в комнате, оставляя крошки, и играл допоздна, беспокоя тетушку шумом.
Светлана же обожала перекусить поздно ночью, но убирать за собой не считала нужным. Часто Ольга поутру обнаруживала стол, заставленный грязной посудой. Еще сестра слушала громкую музыку и смотрела сериалы на большой громкости, забивала слив в ванной своими волосами и не считала нужным их убирать, а однажды заявила:
– Как ты вообще пользуешься этой помадой, мне ее запах не нравится!
– Ты брала мою помаду? – удивилась Ольга.
– Да, а что такого?
Ольгу передернуло от брезгливости. В юности Светлана таскала ее косметику, но старшая сестра думала, что младшая переросла эту дурную привычку.
«Ничего, терпеть их недолго», – успокоила себя Ольга. – «Скоро праздничные выходные кончатся, отопление в квартире моих гостей починят, и я останусь одна».
***
Утром десятого января Ольга встала рано, чтобы помочь родственникам собраться и подольше насладиться одиночеством. Однако те проснулись к полудню и начали вдумчиво готовить завтрак.
– Во сколько вы уедете? – будто невзначай спросила Ольга.
– Куда? – удивилась Светлана.
– Ты сказала, отопление начнут чинить с десятого, может, вам лучше перебраться к себе?
– Вот именно – начнут. В квартире все еще колотун, неужели ты нас прогонишь?
Ольга обругала себя, что такая очевидная мысль не пришла ей в голову, и кисло согласилась:
– Ты права, не могу же я вас выгнать. Подождем пару дней, пока отопление починят.
Для верности она выждала четыре дня, но и тогда гости не засобирались домой. Они вели себя так, будто намереваются прожить тут долго, даже затеяли перестановку в своей комнате. А после Светлана спросила как ни в чем не бывало:
– Не против поменяться комнатами? Мы втроем ютимся в маленькой, а ты в огромной спальне одна.
– Я против. И раз уж ты заговорила про удобства, что с отоплением?
– В процессе, – ответила Светлана. – Оказывается, батареи рванули не только у нас, там что-то масштабное, мастера зашиваются. Представляешь, каково нам сейчас?!
– Но когда все-таки вам починят отопление? – упрямо спросила Ольга.
Сестра поколебалась, потом неохотно ответила:
– Через две недели.
Ольга скрипнула зубами, так сильно захотелось выставить надоедливых гостей. Потом она представила себя в подобной ситуации: сломанные посреди зимы трубы, обледеневшая квартира, равнодушие коммунальных служб…
– Ладно, оставайтесь еще на две недели, – неохотно согласилась она.
Однако к оговоренному сроку Светлана нашла новую причину остаться:
– Без отопления квартира совсем пришла в негодность, обои отлетели, мебель отсырела, да и квартира прогреться не успела. Мы задержимся еще на недельку?
– Хорошо, но эта неделя станет последней, – предупредила Ольга.
Ровно через семь дней рано утром, она уже стучалась к гостям, полностью одетая и готовая помочь в перевозке вещей. Светлана, открыв дверь, тут же зачастила:
– Прости, сестренка, мы не можем съехать. Мебель из нашей квартиры пришлось выбросить, как и матрасы, нам просто не на чем спать! И денег нет, чтобы купить новую, потерпи немного…
– Я одолжу вам денег, – перебила Светлану Ольга. – Сама отвезу вас в мебельный и прослежу, чтобы заказ доставили сегодня же. Собирайтесь.
– Совесть не позволит нам взять у тебя деньги! – воскликнула Светлана.
– Она позволила вам прожить у меня целый месяц, хотя договаривались на десять дней.
– Тебе будто не терпится от нас избавиться! – обиделась Светлана. – Это совсем не по-родственному, я разочарована
Младшая сестра шагнула в комнату, намереваясь закрыть за собой дверь.
– Что ты делаешь? – удивилась Ольга.
– Иду спать, потому что ты разбудила меня ни свет ни заря.
– А как же переезд?
– Никак, мы остаемся.
– Но почему?!
– Потому что я не хочу съезжать, – нахально ответила Светлана и захлопнула дверь комнаты.
Ольгу взяла оторопь. Она всегда терялась, сталкиваясь с хамством и наплевательским отношением, потому что в ее картине мира люди относились друг другу уважительно. Ей было легко спорить с разумным человеком, который приводит взвешенные аргументы, но что делать в такой ситуации, она не знала.
От безысходности она даже попыталась угрожать сестре, но та только смеялась.
– Я поменяю замки!
– А я позвоню в полицию и скажу, что ты удерживаешь наши вещи, и в них был миллион рублей.
– Отключу отопление к своей квартире!
– И сама же пострадаешь. Смирись, сестренка, тебе от нас не избавиться.
«Но и сидеть просто так я не стану», – решила Ольга. – «Раз не получается повлиять на сестру, поговорю с тем, кто виноват в этой ситуации».
На следующий день она отправилась в офис коммунальной компании, которая обслуживала дом Светланы, решив устроить им выволочку и потребовать возмещения материального ущерба, чтобы сестра могла купить мебель и съехать. Но не успела она разогнаться и обвинить их в том, что они столько валандались с ремонтом, как сотрудница удивленно перебила ее:
– Какие еще проблемы с отоплением? Оно всю зиму работает без сбоев, люди даже жалуются на жару!
Недоумевая, Ольга решила проверить квартиру сестры лично, на этот случай она специально прихватила ключи Светланы. Однако когда она попыталась открыть дверь, та распахнулась сама.
– Вы зачем ломитесь? – сурово спросил мужчина, стоявший на пороге в одних шортах.
За его спиной Ольга увидела стену прихожей с целыми обоями, из квартиры накатило тепло.
– А отопление работает? – растерянно брякнула она.
– Вы из ЖЭКа, что ли? – удивился мужчина. – Работает, но если вам по поводу ремонта поговорить надо или типа того, дождитесь хозяйку. Она сдала нам квартиру на три месяца, возвращайтесь в начале апреля.
– Как сдала?!
– За немаленькие деньги, – хохотнул мужчина, но тут же перестал улыбаться. – У хозяйки же не будет проблем из-за этого?
«Будут, и еще какие», – подумала Ольга.
***
Она не помнила, как добралась домой, и очнулась в тот момент, когда споткнулась в прихожей о тапки Костика.
Женщина огляделась и поняла, что не видит своих вещей, везде был хлам Светланы и ее семьи. Это привело Ольгу в такую ярость, что она вытащила из кладовки мешки и коробки, в которых родственники притащили имущество, и начала кидать его обратно, не разбирая, где что. Светланы и остальных не было дома, никто не мог помешать, а к моменту, как они вернулись, вещи были упакованы и выгружены в прихожую.
– Это что? – захлопала глазами младшая сестра, увидев громоздящийся багаж.
– Я помогла вам собраться, чтобы вы не тратили время, – ответила Ольга. – Вы съезжаете сейчас же. И прежде чем ты придумаешь миллион причин остаться или включишь нахалку, скажу, я знаю про арендаторов. Ты обманула меня, я этого не прощу.
– Если бы я сказала правду, ты бы нас не пустила, – ответила Светлана. – Ну и куда нам идти? Я сдала квартиру на три месяца, осталось еще два.
– Веришь или нет, твои проблемы меня совершенно не волнуют. Вы уйдете добровольно! Или я выкину весь ваш хлам с балкона.
– Кишка тонка! – хмыкнула Светлана.
Она не успела договорить, как Ольга подхватила один из баулов, оттащила на балкон и перекинула через перила, откуда только силы взялись. Мешок порвался, обувь гостей рассыпалась по земле.
– Ненормальная! – завизжала Светлана. – Если хоть одна туфля пропадет, я тебя засужу!
Не обращая на нее внимания, Ольга потащила на балкон коробку.
– Тут компьютер Костика, – произнесла она, ставя коробку на перила. – Уходите сейчас, или я ее столкну.
– Столкнешь – купишь новый! – завизжала Светлана, пытаясь выхватить у нее драгоценную ношу.
– Никогда, а знаешь почему?
Светлана помимо воли замерла, ожидая ответа. Ольга помариновала ее немного, а потом произнесла:
– Потому что я не хочу платить.
***
После долгих истерик Светлана и ее семейство наконец убрались из квартиры Ольги. Когда за ними закрылась дверь, та целый час просидела посреди комнаты, наслаждаясь тишиной и одиночеством, и только потом пошла прибраться за дорогими гостями.
Как Светлана выкрутилась из ситуации с арендаторами, Ольга так и не узнала, ей это было неинтересно. С сестрой общение прервалось.
Светлана объявилась почти год спустя под следующий Новый год.
– Привет, сестренка, – защебетала она в трубку, будто не было долгой разлуки. – У нас нет планов на Новый год, вот мы и подумали, давай встретим его у тебя?
– Не получится, я переехала, – прервала сестру Ольга.
– Куда? – изумилась та.
– На Марс, в Антарктиду, на Кудыкину гору. В общем, туда, где нет жадных и двуличных родственников.