В декрет собралась, а кто нам на пенсии помогать будет? Мы на тебя рассчитываем — огорчилась свекровь

— Ну и вообще могли бы с нами посоветоваться, решение-то важное — Галина Петровна поставила тарелку с пирогами на стол так резко, что зазвенели чашки.

— Мама, но мы же… — начал было Антон.

— Что «мы же»? — перебила свекровь. — Вы хоть понимаете, какой сейчас момент? Мы кредит взяли на расширение магазина! На тебя, между прочим, рассчитывали, Верочка.

Вера сидела, опустив глаза. Ещё утром она представляла себе этот разговор совсем иначе. После пяти лет работы в строительном магазине, где она прошла путь от обычного консультанта до старшего менеджера, после трёх лет брака с Антоном — казалось, самое время для пополнения в семье.

— Галя, ну что ты накинулась на детей? — подал голос молчавший до этого свёкр. — Дело житейское…

— Житейское? — Галина Петровна зыркнула на мужа. — Коля, ты забыл, сколько нам выплачивать этот кредит? А ремонт в новом помещении? А оборудование?

Вера вспомнила, как всё начиналось. Три года назад они с Антоном поженились – скромная свадьба, съёмная квартира, большие планы на будущее. Свекры владели небольшим продуктовым магазином в спальном районе. Место было удачное – недалеко от остановки, рядом несколько многоэтажек, конкурентов поблизости не было.

— Верочка, золотце, — говорила тогда Галина Петровна, — ты в торговле понимаешь, опыт имеешь. Вот расширим магазин – будешь у нас администратором. Всё-таки семейное дело, не чужим людям работать, а так вся прибыль в семью.

А Вера и правда понимала в торговле. В строительный магазин она пришла сразу после колледжа. Начинала с простого – консультировала покупателей по кафелю и обоям. Потом освоила программу учёта, научилась работать с поставщиками. Директор заметил её старания:

— У тебя талант, Вера. Покупатели тебе доверяют, коллеги уважают. Будешь старшим менеджером?

И вот теперь…

— Я могу ещё какое-то время поработать, — тихо сказала Вера.

— Какое-то время? — Галина Петровна покачала головой. — А кто будет налаживать работу нового отдела? Ты же знаешь, мы на тебя рассчитывали!

— Мам, но ребёнок – это же радость… — попытался вмешаться Антон.

— Радость? А долг в пять миллионов – это тоже радость? — свекровь достала из серванта папку с бумагами. — Вот, полюбуйтесь! График платежей, сметы на ремонт, договоры с поставщиками… Мы же не просто так всё это затеяли!

Вера помнила, как месяц назад Галина Петровна торжественно объявила: «Все документы подписаны! Берём соседнее помещение, будем расширяться. Кредит, конечно, серьёзный, но с вашей помощью справимся!»

Тогда эта новость казалась радостной. Вера даже начала представлять, как организует работу нового отдела. Опыт позволял – в строительном магазине она отвечала за целый сектор, обучала новичков, составляла графики…

— Знаешь, сколько сил мы с отцом вложили в этот магазин? — продолжала Галина Петровна. — Десять лет работали, ни отпуска, ни выходных. Всё для вас старались! Думали, вот, дети подхватят дело, мы на пенсию спокойно уйдём…

— Галя, — снова подал голос свёкр, — может, не стоит сейчас давить на детей?

— А когда стоит, Коля? Когда нам банк пени начислять будет? Или когда магазин за долги заберут?

Вера почувствовала, как к горлу подступает ком. Всего пару часов назад она была так счастлива! В женской консультации подтвердили беременность, срок – шесть недель. Она специально заехала в кондитерскую, купила любимый торт свекрови. Думала, будут поздравления, обсуждение имён, планы…

— Может, я смогу помогать удалённо? — предложила она. — Сейчас многие так работают…

— Удалённо? — Галина Петровна всплеснула руками. — В торговле? Ты что же, с компьютера будешь за продавцами следить? Или через интернет товар принимать?

В этот момент у Антона зазвонил телефон.

— Да, Михалыч… Что? Сейчас приеду, — он встал из-за стола. — На сервис надо, машина клиента готова, а напарник заболел…

— Вот! — воскликнула Галина Петровна. — Даже Антон понимает, что такое ответственность! А ты, Верочка…

Когда они с Антоном ехали домой, в машине царило тяжёлое молчание.

— Знаешь, — наконец сказал муж, — может, мама в чём-то права… Они же правда на нас рассчитывали… Может, стоило предупредить заранее…

— Предупредить? О чём? — Вера почувствовала, как внутри всё сжимается. — О том, что мы хотим ребёнка? Мы женаты три года, у нас стабильная работа, свое жильё в ипотеке… Когда, по-твоему, правильное время?

— Не начинай, — поморщился Антон. — Просто момент неудачный. Родители кредит взяли, рассчитывали на тебя…

— А на меня кто-нибудь рассчитывал? — вырвалось у Веры. — Меня кто-нибудь спросил, хочу ли я бросать работу в магазине? Может, у меня там свои планы были?

— Какие планы? Подумаешь, строительный магазин! А тут своё дело, семейный бизнес…

Вера отвернулась к окну. В голове крутились слова свекрови о кредите, об ответственности, о будущем… А где-то глубоко внутри шевельнулась обида – неужели их будущий ребёнок менее важен, чем какой-то магазин?

Утро началось со звонка свекрови.

— Верочка, я тут подумала… — голос Галины Петровны звучал вкрадчиво. — Может, обсудим твой график? Первые месяцы ведь можно и поработать? А пока ты будешь в декрете, возьмем временного сотрудника…

— Галина Петровна, я… — Вера не успела договорить.

— Ты заезжай сегодня в магазин, посмотришь новое помещение. Заодно и с Людмилой познакомишься поближе, она у нас старший продавец, десять лет уже работает.

Вера вздохнула. После вчерашнего разговора она плохо спала. Всю ночь снились какие-то цифры, графики платежей, горы документов…

— Хорошо, — сказала она. — Только мне к четырём на работу, у нас инвентаризация.

— На работу? — в голосе свекрови появились недовольные нотки. — Ты всё ещё не написала заявление об уходе?

— Галина Петровна, я не могу уволиться в один день. У меня там обязательства, незакрытые проекты…

— А перед нами у тебя обязательств нет? — свекровь повысила голос. — Ты хоть представляешь, во сколько нам обходится каждый день простоя нового помещения?

Новое помещение… Вера вспомнила, как месяц назад Галина Петровна радостно объявила о расширении бизнеса. Тогда всё казалось таким правильным – семейное дело, стабильность, перспективы. Но что-то не давало покоя…

В магазин она приехала к обеду. Небольшой продуктовый павильон в спальном районе – место действительно удачное. Рядом остановка, жилые дома, до ближайшего супермаркета пятнадцать минут пешком.

— О, Верочка! — Галина Петровна выпорхнула из подсобки. — А мы тут как раз документы разбираем. Идём, покажу тебе твоё будущее рабочее место!

Соседнее помещение, которое собирались присоединять к магазину, пустовало. Голые стены, старый линолеум, в углу свалены какие-то коробки.

— Тут будет отдел кулинарии, — с воодушевлением рассказывала свекровь. — Салаты, полуфабрикаты, выпечка… Люди сейчас ценят домашнюю еду, но готовить некогда. А у нас всё будет свежее, качественное!

— А где кухня? — поинтересовалась Вера. — Для кулинарии же нужно специальное оборудование, разрешения…

— Всё будет! — отмахнулась Галина Петровна. — Вот, уже и поставщиков нашли недорогих. Правда, Коля?

Свёкр, вышедший из подсобки, как-то странно кашлянул:

— Да, конечно… Недорогих…

— Николай Иванович, — окликнула его проходившая мимо Людмила, — тут из санэпидстанции звонили…

— Потом-потом! — перебила её Галина Петровна. — Мы тут с Верочкой планы обсуждаем.

Людмила метнула в сторону Веры какой-то странный взгляд и скрылась в торговом зале.

На следующее утро Антон поехал в магазин к родителям. Вера не находила себе места – что за секретный разговор? Почему без неё?

В обеденный перерыв она решилась позвонить Людмиле. За пять лет работы в торговле Вера научилась разбираться в людях – и что-то подсказывало ей, что старший продавец знает больше, чем говорит.

— Людмила Васильевна? Это Вера, невестка Галины Петровны…

— А, будущий администратор, — в голосе Людмилы послышалась горечь.

— Можно с вами встретиться? Поговорить…

— На работе не стоит, — после паузы ответила женщина. — Давайте в пять, в кафе напротив?

Когда Вера вошла в кафе, Людмила уже ждала её за дальним столиком.

— Я знаю, о чём вы хотите спросить, — начала она без предисловий. — Что-то не сходится в отчётности, верно?

— Откуда вы…?

— Десять лет здесь работаю. Все документы через меня проходят. Знаете, сколько реально магазин приносит? Около трехсот тысяч чистыми в месяц.

— Но тогда зачем…?

— Помните, у Галины Петровны была сестра? — Людмила отхлебнула чай. — Она два года назад взяла кредит на развитие своего магазина в соседнем городе. Галина Петровна выступила поручителем. А полгода назад магазин сестры разорился. Теперь банк требует возврата денег с поручителя.

— И они взяли новый кредит, чтобы погасить старый? — догадалась Вера.

— Именно. Но банк не дал бы кредит просто так – нужно было обоснование. Вот и придумали историю с расширением. А чтобы всё выглядело убедительно, расписали, какие специалисты будут работать. Вас поставили в бизнес-план как главного администратора с опытом в торговле…

— Но почему никто не сказал?

— А вы бы согласились участвовать в этой схеме? — Людмила грустно улыбнулась. — Галина Петровна решила поставить всех перед фактом. Сначала получить кредит, а потом давить на родственные чувства.

— Подождите… То есть, никакого расширения на самом деле не планируется?

— Почему же? Планируется. Только не сейчас. Большая часть денег уйдёт на погашение старого кредита. А на оставшиеся будут потихоньку делать ремонт. Года через два, может, и правда откроют кулинарию…

— А как же разговоры про «мы не молодеем, надо детям дело передавать»?

— Манипуляция. Чистой воды, — Людмила вздохнула. — Знаете, я ведь тоже когда-то поверила в эти сказки про семейный бизнес. Десять лет отработала, всю душу вложила. Три раза просилась на повышение – образование заочно получила, курсы закончила. А мне всё «потом-потом»… А теперь вот вас привели, даже не спросив, хотите ли вы здесь работать.

— И что же делать?

— А вот это уже вам решать. Я своё решение приняла – увольняюсь. Дочка зовёт к себе в город, устроила меня в торговый центр заместителем управляющего.

В этот момент у Веры зазвонил телефон. Антон.

— Приезжай срочно в магазин, — голос мужа звучал странно. — Тут… В общем, приезжай.

Когда Вера приехала, в подсобке магазина было не протолкнуться. Галина Петровна сидела за столом, заплаканная. Рядом стоял хмурый Антон. Свёкр нервно ходил из угла в угол.

— А, явилась! — свекровь попыталась изобразить привычную властность. — Может, объяснишь, почему твой муж отказывается помогать родителям?

— Мама, давай без этого, — устало сказал Антон. — Я всё знаю про кредит сестры. И про то, что никакого расширения сейчас не будет.

— Кто рассказал? — Галина Петровна побледнела. — Людка? Вот змея!

— Не надо, — вдруг твёрдо сказал свёкр. — Хватит врать. Я сам всё рассказал сыну.

— Коля!

— А что «Коля»? — он первый раз на памяти Веры повысил голос. — Сколько можно? Всю жизнь кому-то что-то должны! Сначала твоим родителям помогали, потом сестре… А теперь хочешь, чтобы дети расплачивались за наши ошибки?

— Но банк…

— С банком решим. Продадим дачу – она всё равно стоит пустая. Машину поменяем на более скромную. Постепенно расплатимся.

— А как же расширение? Светлое будущее?

— Мама, — Антон присел рядом со свекровью, — а ты нас спросила – хотим ли мы этого светлого будущего? Может, у нас свои планы? Вера прекрасный специалист, её в строительном магазине ценят, повышение обещают…

— Но семейный бизнес…

— А наш ребёнок – это не семья? — вдруг спросила Вера. — Почему я должна выбирать между своим будущим ребёнком и вашими долгами?

В подсобке повисла тишина.

— Я знаю выход, — снова заговорил свёкр. — Людмила давно хотела развиваться. У неё и образование есть, и опыт. Дадим ей повышение, сделаем управляющей. А её дочка как раз ищет подработку – возьмём на полставки.

— Вы серьёзно? — Галина Петровна посмотрела на мужа.

— Более чем. Она десять лет нам верой и правдой служит. Может, хватит уже всем врать? И себе в первую очередь?

Через полгода многое изменилось. Людмила, вопреки ожиданиям, не уехала к дочери – согласилась стать управляющей магазином. Под её руководством дела пошли в гору – она знала всех местных жителей, понимала их потребности. Её дочка Лена начала работать по вечерам, совмещая с учёбой.

Галина Петровна постепенно отошла от оперативного управления. Сначала переживала, но потом втянулась в новую роль – роль будущей бабушки. Оказалось, что выбирать коляски и пинетки гораздо интереснее, чем считать накладные.

Вера осталась в строительном магазине. Перед декретом её повысили до руководителя отдела. А через год, когда она вышла на работу, предложили должность заместителя директора.

Свёкр сдержал слово – продал дачу, поменял машину. Постепенно долг уменьшался. А когда родился малыш, Николай Иванович собственноручно оборудовал детскую – сказались годы работы с хозяйственными товарами.

А Людмила… Она всё-таки съездила на собеседование в тот торговый центр, куда звала дочь. И вернулась с новыми идеями и контактами. Теперь магазин понемногу развивается – без кредитов и авантюр, зато честно и основательно.

Как-то раз, укачивая внука, Галина Петровна сказала: — Знаешь, Вера, а ведь ты нас тогда спасла. Если бы не твоя беременность, так бы и жили во лжи. И себе, и людям… А теперь вот оно, настоящее счастье, – она посмотрела на спящего малыша. — И никакой магазин этого не стоит.

Вера улыбнулась. За окном шумел вечерний город, в магазине заканчивалась смена, где-то строились новые планы и рушились чьи-то иллюзии. Но здесь, в эту минуту, всё было правильно. Без лжи, манипуляций и чужих ожиданий. Просто жизнь – честная и настоящая.

Оцените статью
В декрет собралась, а кто нам на пенсии помогать будет? Мы на тебя рассчитываем — огорчилась свекровь
Укрощение строптивого. Был ли роман Орнеллы Мути и Челентано