– Гулял от меня дальше, чем видел. А потом и вовсе сбежал! – заявляла Полине ее свекровь Галина Ивановна. – И муж твой весь в отца!
– Ну зачем вы так? Виталик прекрасный муж и отец, – убеждала ее невестка. – Вы просто предвзято относитесь к нему. Но он ни в чем не виноват.
– Сейчас хороший, а потом себя проявит. Вылезут эти поганые отцовские гены! – заявила Галина Ивановна уверенно. – Глаза б мои на сыночка не глядели!
Еще когда Полина начала встречаться с Виталием, тот предупредил ее о сложном характере матери, но девушка не придала этому значения. Мало ли, у кого какой характер, у нее он тоже был не самым простым. Но покладистый и добрый Виталик легко гасил любые вспышки гнева у своей любимой девушки.
Впрочем, Галина Ивановна и правда оказалась женщиной очень своеобразной, она была колоритной дамой. Грузная фигура, недовольное лицо, поступь тираннозавра – все сразу говорило о тяжелом характере. Избраннице сына женщина при первом знакомстве заявила:
– Не жди от Витальки ничего хорошего, подлец он!
– Ну почему же? – удивилась Полина. – Вроде хороший парень. Его и в институте ценят, преподаватели хвалят. Мы же в одной группе учимся.
– А мне плевать, как другие думают! Я-то знаю, что у парня на уме дурное! – заявила Галина Ивановна. – Жизнь прожила, побольше вашего понимаю. А с тобой что не так? Раз с моим малахольным связалась, значит, и сама порченая.
– Знаете, я уверена, Виталик еще докажет вам, что стоит самых высоких похвал, – уверенно заявила Полина.
В это время Виталий стоял у двери и корчил такое лицо, как будто у него болели зубы. От будущего мужа Полина уже знала, что в семье он младший ребенок от второго брака. В первом мать родила двоих дочерей, развелась, потом вышла снова замуж, но брак был недолгим.
От первого знакомства с будущей свекровью Полина отходила долго, а ее муж просто сказал:
– Ну вот у меня такая мама. Можно привыкнуть. Знаешь, она вроде и неплохая, не била меня, кормила, одевала. А что не любила… Ну так бывает, правда.
– Но это ненормально, Виталь, – сказала Полина. – Конечно, ее уже не переделаешь. Но вообще в моей семье ничего подобного даже близко нет. Все как-то друг за друга горой.
– Да мы с сестрами тоже. Но мама их любит, а меня нет, – ответил Виталий. – Может, стоило родиться девчонкой. Вдруг у нее только на сыновей такой бзик? Но как проверишь…
– Перестань забивать себе этим голову, – попросила Полина. – Думаю, на нашу свадьбу твоя мама прийти вряд ли пожелает.
– Это точно, – подтвердил Виталий. – Обойдемся твоими родственниками и общими друзьями.
Сама Полина выросла в большой и дружной семье с родными и двоюродными братьями, бабушками и дедушками, тетями и дядями. Все они теперь жили за полтысячи километров от нее. Полина поступила в институт в другом регионе, собиралась стать ветеринарным врачом, а они остались в городе поменьше, где на такую специальность просто не учили.
Свадьбу тоже было решено играть у невесты на родине. Полина привезла туда жениха, чтобы со всеми познакомить, а через месяц перед отъездом Виталий ей сказал:
– Так странно, чувствую себя здесь дома, своим, нужным.
– Ну у меня вообще дружная семья, – улыбнулась Полина. – Рада, что ты не сошел с ума от такой толпы родственников.
– Да что ты, это же так классно! – улыбнулся Виталий. – Я счастлив, что наши будущие дети смогут расти в этой атмосфере.
Они поженились, Галина Ивановна на свадьбу сына так и не приехала. Зато туда прибыли сестры Виталия, оказавшиеся вполне милыми и мало похожими на свою мать. Став супругами, Полина с мужем вернулись доучиваться и проходить практику. Последние экзамены она уже сдавала с огромным животом, а свекровь, узнав об интересном положении невестки, лишь равнодушно обронила:
– Лишь бы не мальчишка, все они подлецы. Пойдет в папашу своего, будет таким же.
– Да почему вы все время недовольны Виталиком?! – возмутилась Полина. – Он вообще самый лучший человек из всех, кого я знаю. Добрый, безобидный, всегда придет на помощь.
– Плохо ты его знаешь, – ответила свекровь. – Нельзя доверять Витальке. Он точно когда-нибудь себя проявит.
– Между прочим, ваш сын лучший на курсе. На свадьбу не приехали, хоть на вручение дипломов приходите? – предложила Полина.
– Да еще чего, наверняка схитрил он! И диплом, может, купил или не сам писал, – усмехнулась Галина Ивановна. – И вообще, шел бы слесарем или столяром. Нет, надо было выпендриться, в институт поступить. Образованием своим решил мне в глаза потыкать. Мол, не твоего я, мамаша, поля ягода.
– Да он просто хочет, чтобы вы гордились сыном! – со слезами на глазах возмутилась Полина.
– Да знаю я всю их подноготную, жизнь прожила, – ответила Галина Ивановна. – Вот посмотришь, он себя еще покажет.
Несмотря на такое отношение, Виталий все время старался угодить матери. Как только он начал самостоятельно работать, всегда ей помогал, отправлял на лечение и на отдых. Покупал продукты и лекарства, оплачивал счета за квартиру. Галина Ивановна делала вид, что все это просто мелочи, и даже в предложении съездить в санаторий видела подвох и подлость. Полина такого отношения просто не понимала.
К внуку ее свекровь относилась более снисходительно. Пришла на выписку в роддом, посмотрела на красный сопящий кулек в нарядном кружевном конверте и произнесла:
– На тебя, Полинка, похож. И ладно. Все не в нашу породу проклятущую.
– А мне кажется, на Виталика тоже похож, – задумчиво произнесла молодая мать.
– Ну уж нет, лучше не надо, – отрезала ее свекровь.
Полина в который раз удивилась таким странным реакциям, но спорить не стала. В целом Галина Ивановна действительно была женщиной не самой ужасной. Да, холодной, вредной, но с внуком свекровь оказалась готова иногда посидеть или погулять. А когда Данька подрос, даже стала ставить его сыну в пример.
– Вот, Виталька, смотри, в три года ребенок уже буквы знает! – восхищалась Галина Ивановна внуком. – Это только ты у меня в школе с трудом азбуку освоил. Хорошо, что у мальчика Полинкин ум.
– Мама, да он в кружки развивающие ходит. А ты меня только в садик круглосуточный сдавала, – напомнил Виталий.
– Ой, да ладно, все тогда так делали. Работала я, не до того было, чтоб еще тебя по кружкам водить! – отмахнулась Галина Ивановна. – Вообще удивляюсь, как тебя в институт взяли. Наверное, по блату. Или парней был недобор.
Полина смотрела на отношения мужа со свекровью и все больше убеждалась в том, что они странные. Но сам Виталий просто считал, что у мамы тяжелый характер. Хотя после каждого общения с ней он прямо на глазах старел и как будто становился ниже. Свекровь использовала все способы унизить сына, и никому больше так виртуозно это не удавалось.
– Да что за работа для мужика, звериный доктор?! – ворчала Галина Ивановна на своем юбилее, когда кто-то из гостей неосторожно похвалил Виталия. – На нормального врача ума не хватило вылечиться. Лучше бы уж грузчиком работал! Все мужская профессия.
– Мама! – возмутилась ее старшая дочь Вера. – Хватит уже! Людей постесняйся.
– Я разве неправду говорю? – усмехнулась Галина Ивановна. – И вообще, пусть послушает, что мать говорит. Кто ему еще в глаза все скажет?
Виталий с трудом сдерживал эмоции, Полина это видела, она предложила мужу уехать домой, но тот досидел до конца вечера. После праздника невестка осталась помочь свекрови перемыть всю посуду, Виталий с сыном уже уехали домой. Тут-то Полина и решила наконец откровенно поговорить со свекровью.
– Галина Ивановна, почему вы так не любите своего сына? – спросила она, глядя на юбиляршу. – Он ведь действительно старается, из кожи вон лезет, чтобы что-то доказать. А вы сына каждый раз как щенка в лужу носом тыкаете!
– А тебе что за печаль? – усмехнулась Галина Ивановна. – Мое дело, как к нему относиться. А если тебе и правда интересно, Полинка, так скажу. Муженек твой – точная копия своего папаши. А тот уж был подлец, каких поискать. Второго такого, наверное, и не рождалось!
– Но даже в народе говорят, что сын за отца не ответчик! – произнесла Полина, тщательно вытирая салатник полотенцем. – Что же вы своего ребенка всю жизнь наказываете?
– А не могу я его полюбить! – заорала вдруг Галина Ивановна. – Понимаешь, с души воротит? Смотрит он на меня своими голубыми глазенками, и сразу понятно, что пакость затевает! Папаша его, знаешь, что натворил?
– Нет, вы же не рассказываете, – ответила Полина. – В чем там дело?
– Он же был такой весь красавец, моряк якобы! Это уж потом я узнала, что даже не служил. Болтун, каких поискать! Всем мозги запудрил, а дело было к Новому году, что привезет икры с Сахалина. Я в декрете с ребенком сидела как раз. Гордилась очень, что мужик у меня такой добытчик. Ну он деньги собрал и уехал. У всех взял. И дома, и на работе, я еще думала, что он, вагонами эту икру повезет, что ли?
– И он не приехал? – спросила Полина. – Так вас и бросил?
– Да уж потом, когда люди в милицию побежали, стало ясно, что и паспорт, по которому женились, был не его. Аферистом оказался мой возлюбленный. Долго он эту свою схему готовил, даже обрюхатил меня. И ребеночка так радостно качал, вроде мужа твоего, все в хорошего папашу играл. А Виталька на отца похож! Копия. И все эти годы я смотрю на него и позор свой вижу. Знаешь, сколько лет мне ту икру припоминали все кому не лень?
– Да уж догадываюсь, – вздохнула Полина. – Но сын-то при чем? Он себе отца не выбирал, это вы сами сделали.
– Да такой же он подлец! С рождения! – ответила Галина Ивановна. – Копия папаша, я тебе говорю. И все угодить мне пытается. Таким хорошим все прикидывается. Но я-то вижу, что замышляет другое. Нет, больше не поведусь на такое!
От свекрови Полина в тот день уходила с тяжелым сердцем, а дома ее ждал Виталий. Он уже уложил ребенка и хотел обсудить праздник. Виталий все еще искренне верил, что его мать однажды оценит старания сына.
– Ну что, маме наш букет-то хоть понравился? – взволнованно спросил он. – И серьги, что купили, она почему-то не надела.
– Может, решила, что к платью не подходят? – рассеянно ответила Полина. – Виталь, хватит ей угождать.
– Но почему? Я уверен, однажды мама поймет, что я тоже достоин любви, – ответил Полине муж. – Просто жизнь у нее была тяжелая.
– Нет, не поймет, – ответила Полина. – Она тебя ненавидит, потому что на отца похож.
– А он все-таки существовал? Я совсем отца не помню, и в свидетельстве о рождении был прочерк. Всегда думал, что это мифическая фигура. Вроде Деда Мороза.
– Нет, существовал, Галина Ивановна говорит, ты его точная копия. По-моему, у нее вообще легкое помешательство на этой теме, – задумчиво сказала Полина. – Просто я уже не могу смотреть на это постоянное унижение тебя. При гостях, на людях, в лицо. Неужели тебе самому не надоело, а, Виталик?
– А что делать? – спросил ее муж, отводя глаза. – Куда денешься, мы в одном городе живем.
– Уехать, – твердо сказала Полина. – Может, на расстоянии в ней любовь и проснется. Тем более мои родители нас давно к себе зовут. Папа с братьями новый дом достроили, старый нам предлагают. А тетя готова в свою ветеринарную клинику взять и тебя, и меня на работу. Давай уедем, а?
– Хорошо, – внезапно согласился Виталий. – В самом деле, сколько можно доказывать год за годом, что я чего-то там достоин? У меня уже своя семья, пора подумать о ней.
Они действительно переехали, начали жизнь и карьеру заново в родном городе Полины. Галина Ивановна поначалу даже не заметила отъезда сына, но лишившись привычного мальчика для битья, заскучала. Теперь она звонила Полине и Виталию, чтобы лишний раз напомнить, как они бросили несчастную пожилую женщину без всякой помощи.
Поначалу сын рвался все бросить и уехать обратно, но Полина напомнила, что в городе живут его сестры. В случае чего мама без помощи не останется.
Постепенно их жизнь наладилась. Без ежедневного давления со стороны матери Виталий буквально расцвел, он быстро продвигался по карьерной лестнице и уже подумывал о собственной клинике.
А Галина Ивановна со своими бзиками, оставшись без любимого развлечения, переключилась на дочерей. Все-таки дело было не в мести за схожесть с отцом, у этой женщины просто оказался дурной характер.