Анна стояла у окна и смотрела на вечерний город. Её мысли были где-то далеко, хотя она старалась сосредоточиться на текущих задачах. Вечер за окном медленно опускался на столицу, огни машин стягивались в бесконечные полосы света, а на противоположной стороне улицы уже зажигались окна в многоэтажных домах.
В этой уютной квартире Анна со своим мужем жила уже несколько лет. Тихий уголок на окраине города, недалеко от работы. Она помнила, как радовалась, когда наконец-то смогла на свои деньги купить эту квартиру. В ней было всё, что она так долго хотела: просторные комнаты, светлая кухня с большими окнами, куда по утрам попадало солнце, удобная гостиная, в которой можно было принимать гостей или просто отдыхать после рабочего дня.
Муж Анны, Олег, большую часть времени проводил дома и многие домашние обязанности взял на себя. Он работал на удалёнке, занимаясь программированием. В последнее время его дела шли не так хорошо, и большую часть семейного бюджета приносила домой Анна. Она не считала это проблемой — ей нравилось быть независимой и успешной. Она работала в крупной компании и получила повышение, что позволило значительно увеличить доходы. Жизнь, казалось бы, шла своим чередом, но одно омрачало её покой — отношения со свекровью.
Свекровь Анны, Светлана Петровна, с самого начала невзлюбила свою невестку. Едва познакомившись с Анной, она увидела в ней воплощение всего, что не принимала в женщинах: независимость, самостоятельность и нежелание подчиняться чужим правилам. Светлана Петровна в одиночку воспитала своего сына и хотела, чтобы рядом с ним была достойная жена.
Для нее идеальным образом невестки была безропотная, тихая девушка, которая заботится о своем муже и прислушивается к советам старших. Анна же была успешна на работе и совершенно не собиралась следовать традиционным установкам, которые Светлана Петровна считала единственно правильными. Для свекрови это выглядело как наглость и самоуверенность. Ещё до свадьбы Светлана Петровна вслух задавалась вопросом, сможет ли такая «непокорная» жена заботиться о её сыне.
С первого дня семейной жизни Анны и Олега Светлана Петровна начала регулярно «проверять» их быт. Она приходила без предупреждения, будто бы с дружеским визитом, но всегда находила повод придраться. Она видела, что домашним хозяйством в основном занимался сын, и была сильно возмущена, увидев однажды, как он моет посуду.
— Мужчине не место на кухне! Этим всем должна заниматься женщина. Чему тебя только в детстве учили? — высказывала тогда свое недовольство Светлана Петровна.
Свекровь воспринимала это как свою обязанность — научить невестку тому, что она, по её мнению, не умела.
Однако самым запоминающимся и унизительным для Анны стало один из визитов свекрови, когда та пришла с откровенной целью доказать, что в их доме царит беспорядок. Светлана Петровна в тот день посмотрела выпуски телепередачи «Ревизорро», где ведущие проверяли чистоту и порядок в общественных местах. Идея проверок настолько её вдохновила, что она решила применить её в домашних условиях.
Не предупреждая о своих намерениях, Светлана Петровна нагрянула к Анне и Олегу ранним вечером, когда Анна только вернулась с работы. Переходя прямо к делу, она достала из своей сумки белые хлопковые перчатки, которые, как выяснилось позже, специально приобрела для этого «осмотра». Сухо поздоровавшись и практически не обращая внимания на попытки Анны завести обычный разговор, Светлана Петровна заявила:
— Аннушка, ну что ж, давай посмотрим, как ты тут у нас порядок поддерживаешь.
Анна сначала не поняла, к чему свекровь клонит. Олег, сидевший на диване в гостиной с ноутбуком на коленях, поднял брови в недоумении. Но, прежде чем кто-то из них успел что-то сказать, Светлана Петровна, надев белые перчатки, направилась к полке с книгами.
— Посмотрим, как ты справляешься с пылью, — с ироничной улыбкой произнесла свекровь, медленно проводя пальцами по краю полки.
Её пальцы оставили на белых перчатках легкий след пыли, которого раньше никто не замечал. Светлана Петровна издала удовлетворённый вздох, как будто только что обнаружила весомое доказательство своей правоты.
— Вот видишь? А ты говоришь, что успеваешь всё. Вместо того чтобы прямыми женскими обязанностями заниматься, на работе своей торчишь, а дом совсем запустила, кругом сплошной бардак. Я же тебе с самого начала говорила, что без настоящего хозяйственного опыта ты далеко не уедешь.
Анна не знала, что ответить. Внутри неё нарастало раздражение. Она прекрасно понимала, что в их квартире не идеальный порядок, но было ли это поводом для такой сценической постановки? Светлана Петровна продолжила свою инспекцию, проходя по комнатам, заглядывая под мебель, проверяя зеркала на наличие пятен и осматривая шкафчики на кухне.
— Вот что ты делаешь целыми днями? Неужели так сложно уделить время уборке? — говорила свекровь, каждый раз находя новую «проблему».
Анна старалась не реагировать, продолжая молча наблюдать за этой наигранной сценкой. Она понимала, что свекровь пришла не просто в гости — это была откровенная попытка оскорбить и доказать,насколько Анна плохая жена.
Наконец, закончив свою «проверку», Светлана Петровна с гордостью сняла перчатки, словно завершив важную миссию, и повернулась к Анне:
— Я же тебе говорила, что рано тебе замуж. Вот, посмотри на себя — в доме пыль, на кухне беспорядок. Хозяйка из тебя никудышная. Еще из сына моего домработницу сделала. Как же я за Олежку переживаю, что он живет в таких условиях.
Анна едва сдерживалась, чтобы не ответить резко. Она знала, что, если сейчас начнёт спорить, это только усугубит ситуацию. Олег, как обычно, старался не вмешиваться, понимая, что любые его слова будут либо проигнорированы матерью, либо использованы против него же. Он только сделал вид, что его полностью поглотила работа.
Светлана Петровна ушла тем же вечером, оставив после себя чувство раздражения и невыносимого унижения. Анна ещё долго не могла успокоиться, мысленно прокручивая в голове эту ситуацию, удивляясь, как можно так вторгаться в чужую жизнь, игнорируя все личные границы.
***
Прошло несколько недель с того инцидента с белыми перчатками. В тот день Анна вернулась с работы в приподнятом настроении: ей сообщили о долгожданной премии. Работа последние месяцы была особенно напряжённой, и эта награда стала для неё настоящим подарком.
Взяв конверт с деньгами, она сразу подумала, что их хватит на то, чтобы наконец-то купить домой посудомоечную машину, которую они с Олегом так давно хотели. Анна мечтала, что теперь у неё будет больше свободного времени, и она сможет меньше переживать о домашних делах, уделяя больше времени себе и своим интересам.
— Милый, я дома. У меня для тебя новость! — радостно воскликнула она, переступив порог квартиры.
— Что случилось? — спросил муж, выходя в коридор, чтобы встретить свою любимую.
— Я получила премию! И знаешь, что я подумала? Давай купим посудомоечную машину! Ты же сам говорил, что она облегчит нам жизнь.
— Правда? — Олег улыбнулся, подойдя к жене и обняв её. — Это было бы замечательно. Ты сможешь больше отдыхать, а не думать постоянно о бытовых мелочах. Мне так хочется, чтобы ты проводила больше времени дома и не уставала так сильно.
Анна улыбнулась. Покупка бытовой техники могла бы в разы сэкономить время и нервы.
— Я уже присмотрела несколько вариантов, завтра можем пойти и выбрать.
Как часто бывало, вечером в их дверь раздался звонок. Анна даже не удивилась, увидев на пороге свекровь. Светлана Петровна заходила без приглашения, будто это было её вторым домом. Аня давно привыкла к этим вторжением, но каждое появление матери её мужа приносило с собой бурю неприятных эмоции.
— Добрый вечер, — сухо произнесла она, переступив порог и бросив на Анну оценивающий взгляд.
— Добрый, мама, — Олег попытался смягчить напряжённую атмосферу, но уже было понятно, что визит не предвещает ничего хорошего.
Они сели на кухню. Анна поставила чайник, и разговор, как всегда, начал сводиться к обсуждению домашних дел. Светлана Петровна с неохотой поддерживала беседу, но тут Олег случайно проговорился:
— Кстати, Анна сегодня получила премию.
Анна тут же увидела, как выражение лица свекрови изменилось. Она прищурилась и, явно недовольная услышанным, язвительно произнесла:
— Да что вы такое говорите? Премию получила?
— Да, — ответил Олег, не обращая внимания на тон матери, — Мы вот думаем, на что её потратить, наверное, на посудомоечную машину. — Сказал он, с нежностью посмотрев на свою жену.
Анна уже ожидала, что за этими словами последует неодобрительная реплика от Светланы Петровны. И она не ошиблась.
— Раз женушка твоя получила солидную премию, пусть оплатит мне отдых — Заявила свекровь
Анна замерла. Она не могла поверить своим ушам.
— Что? — вырвалось у неё.
Олег тоже был в недоумении, и первое время просто сидел, не зная, что сказать. Он явно не ожидал такого поворота.
— А что не так? Что вы на меня так смотрите? — свекровь уже явно перешла на обиженный тон. — Твоя жена, Олежек, совсем от рук отбилась. Не умеет ни хозяйством заниматься, ни за мужем ухаживать. Ее только заработок и интересует. Я вот считаю, что,прежде чем покупать эти ваши посудомойки, пусть сначала научится посуду руками мыть, как нормальные люди.
Анна почувствовала, как её терпение начинает лопаться. Это был предел. Требование оплатить свекрови отдых показалось чем-то совершенно абсурдным. Но самое неприятное было то, что подобные выпады были не в первый раз. Светлана Петровна часто позволяла себе высказывания о том, как должны тратиться семейные деньги, и эта ситуация только добавила масла в огонь.
— Простите, Светлана Петровна, — сказала Анна, стараясь говорить как можно более спокойно, хотя внутри всё кипело, — но вы, наверное, что-то путаете. Я работаю почти два года без отпуска, и если кто-то из нас и заслужил отдых, то это я. Мы с Олегом сами решим, как распоряжаться своими деньгами.
Свекровь не ожидала такого ответа. Её глаза сузились, она готовилась к новой атаке.
— Ты! — с нажимом произнесла свекровь, почти сверля невестку взглядом. — Никудышная ты хозяйка! Всё вечно сваливаешь на других! Вон, посудомоечную машину купить захотела, чтобы вообще ничего не делать по дому. Вот я руками всю жизнь посуду мыла, и ничего — жива.А ты что? Только бы деньги свои тратила. Сына моего позоришь! А ты чего молчишь? — обратилась она к Олегу, ожидая поддержки. — Поставь ее на место.
Олег наконец очнулся от недоумения. Он поднял руки, словно пытаясь успокоить обе стороны.
— Мама, хватит. Ты уже явно перегибаешь палку. Я поддерживаю решение Анны. Мы сами в состоянии разобраться, как распоряжаться нашим бюджетом.
Светлана Петровна не могла поверить в услышанное. Её лицо исказилось от негодования.
— Ах вот как? — воскликнула она, глядя на сына с таким выражением, словно он предал её. Она с шумом отодвинула стул, резко поднялась и направилась к двери.
— Да что у вас за семья такая ненормальная? — продолжала она извергать обвинения, стоя на пороге. — Я всю жизнь тебе посвятила, вырастила, воспитала, и мне теперь даже слово нельзя сказать?
Олег потянулся к матери, но Анна тихо коснулась его руки, давая понять, что вмешиваться не стоит. Она чувствовала, что свекровь уже не остановить. Светлана Петровна смотрела на обоих так, будто перед ней стояли враги, а затем, резко развернувшись, бросила последнюю фразу:
— Олег, ты еще пожалеешь! Будешь под нее прогибаться — она оставит тебя ни с чем! — с этими словами она выскочила за дверь, громко хлопнув ею так, что по квартире прокатилось эхо.
Тишина опустилась на квартиру, оставляя после себя странное чувство облегчения. Анна глубоко вздохнула и присела на стул, всё ещё дрожа от только что прошедшей сцены. Она ожидала от свекрови чего угодно, но не такого.
Олег подошёл к жене, обнял её за плечи и тихо сказал:
— Прости. Я не думал, что она так отреагирует.
Анна кивнула, положив голову ему на плечо. Её злило поведение Светланы Петровны, но теперь, когда всё закончилось, она чувствовала лишь усталость. Слишком долго они терпели это постоянное вмешательство в свою жизнь. И наконец, хотя бы на этот раз, она смогла поставить границы.
— Может, это и к лучшему, — вздохнула Анна. — Теперь она знает, что мы не позволим ей контролировать нас.
Олег кивнул. Ему тоже было нелегко, но он был благодарен жене за её выдержку.
— У нас хорошая семья, — с улыбкой добавил он. — Не воспринимай ее слова всерьез.
Анна улыбнулась в ответ. Теперь, когда они вместе выдержали этот натиск, она чувствовала, что их брак стал крепче. Несмотря на то, что впереди их ждало ещё немало испытаний, они знали, что главное — поддерживать друг друга. Ведь настоящая семья — это те, кто рядом с тобой, несмотря ни на что.