— Саша, ты пойми, нам с Олегом и Колечкой просто некуда теперь идти. Вот так жизнь прижала, что только на тебя надежда, — грустно говорила брату Ирина.
— Да, дела. Надо бы мне еще и с Машей обсудить. Сама понимаешь, у нас хоть квартира и просторная, но тоже двое детей. Шутка ли, не просто гости на вечерок, а целая семья на неизвестно какой срок поселится…
— Пожалуйста, уговори Машу! Опиши ей всю ситуацию и скажи, что я ей буду во всем помогать по дому. А детям даже веселее всем вместе будет, — настаивала Ира. — Я вещи уже пакую, ведь нам всего три дня на то, чтобы съехать, дали. Вот же какие жестокие люди кругом…
После разговора с сестрой Александр задумался. Ситуация казалась простой: мужа Ирины неожиданно уволили с работы, даже не заплатив, как положено. Работал он без официального оформления, и идти что-то доказывать было бесполезно.
Словно этой проблемы было мало, хозяин квартиры, которую снимала сестра Саши и где они жили всей семьей, неожиданно отказал в продлении срока аренды и дал всего три дня на то, чтобы съехать. Времени, чтобы подыскать новую квартиру, практически не было, да и денег тоже. Тут-то Ирина и вспомнила о брате, проживающем в просторной трешке. Отличный, а главное, бесплатный вариант восстановить финансовое положение семьи.
Однако были моменты, которые настораживали Александра. Например, ему не нравился супруг сестры Олег, который казался Саше чересчур простым и даже нагловатым мужчиной. С трудом окончив школу на тройки, он не пошел учиться даже в техникум, довольствуясь случайными заработками на стройках и других промышленных предприятиях в роли разнорабочего. Вечера он проводил у телевизора с неизменной бутылкой пенного напитка в руке.
«И что сестра нашла в нем? У этого Олега из интересов только наесться да напиться, смотря комедийные шоу по телевизору», – иногда недоумевал Александр.
Впрочем, он тут же одергивал себя, что это не его дело.
Больше всех в семье сестры Саше был симпатичен его пятилетний племянник Коля.
— Саша, мне недавно Иришка звонила и плакала! — начала разговор позвонившая мама Александра. — Ты что, не хочешь сестре в такой сложной жизненной ситуации помочь?
— Я ведь не отказался. Просто сказал, что нужно с женой обсудить.
— Разве я тебя таким черствым растила? Ты не понимаешь, что семье надо помогать? Твою единственную сестру с ребенком на улицу выгоняют, а ты какие-то обсуждения собираешься разводить! Ох, прямо сердце заболело. Подожди… Мне нужно присесть. Видимо, давление подскочило от нервов этих.
— Хорошо, мам, не переживай. Пускай Ира с семьей ко мне переезжает. С Машей я договорюсь, она у меня понимающая.
— Вот так бы с самого начала и говорил! А то довел нас тут до истерики и криза! Эх, Саша-Саша…— грустно сказала мама и положила трубку.
«Дела! Я еще и плохой оказался!» – только и подумал Александр.
Вскоре Ирина с мужем и сыном переехала в квартиру к семье брата. Гостям выделили комнату побольше, которую они сразу заняли своими свертками и коробками с вещами.
— Здорово, родственники! — как обычно развязно заговорил Олег. — Чем гостей с дороги кормить будете?
— Ужин как раз готов, — сказала Маша, заметив, что ее супруг зло заиграл желваками в ответ на наглость незваного гостя.
На столе стояли салаты, горячее. Дополнительно для детей были заказаны два вида пиццы.
Окинув взглядом стол, Олег лишь разочарованно протянул: «Да уж! Видно, что вы тут нормально есть не привыкли! Это вино? А для мужчин что покрепче неужели Сашка взять не додумался? Во дела! Ну, наливайте и накладывайте, все, что есть! Куда деваться?»
В первые же десять минут Олег жадно съел половину ближайшей пиццы, салат и, подвинув к себе поближе блюдо с горячим, постоянно докладывал добавку собственной ложкой.
— На гарнир есть картошка или овощи. Что будете к мясу? — спросила хозяйка.
— Мне лучше мяса побольше. И вина всего одна бутылка? На вкус оно так себе, но что уж делать, — подливая себе в бокал, причмокивая, говорил Олег.
Закончив ужин и пожаловавшись на то, что десерт был слишком маленький, Олег скомандовал своей семье: «Марш из-за стола, не мешайте хозяйке убираться!»
Ирина, послушно хихикнув, поставила свою тарелку с бокалом в раковину и сообщив, что ей еще нужно разбирать вещи, удалилась с кухни.
Маша с мужем, так и не дождавшись даже формального предложения помощи от гостей, принялись убирать со стола.
— Они ведь и правда только приехали. Завтра, надеюсь, уже будут сами готовить и убирать, — сказала Мария.
— Ирина обещала помогать, — подтвердил Саша.
Однако последующие дни показали, что надежды хозяев были напрасны.
Приходя с работы, Ирина сразу уходила в выделенную им комнату, где уютно устраивалась с телефоном на диване, а Маша должна была готовить ужин на всех сразу. К тому же ей приходилось еще и развлекать своих детей и племянника.
— Ирин, ты ведь даже раньше меня домой приходишь. Может, хоть что-нибудь готовить будешь? — однажды, не выдержав, спросила золовку Маша.
— Я бы и рада была, но у тебя же тут газовая плита! Мне к ней даже страшно подойти, не то, что готовить! У меня всегда электрические были, – ответила Ирина.
Мама регулярно звонила Александру и требовала помогать сестре.
— Иришке ведь и так тяжело: переезд этот и работу все никак ее муж не найдет.
— Что-то незаметно, что он ее особо ищет, — не удержался от саркастичного замечания Саша.
— Вот и Ирочка переживает, что не получается у Олега с работой. Ты ей помогай, сын! В сложные времена нужна поддержка родных!
Сама Ирина тоже не стеснялась обратиться за поддержкой к родне.
— Маша, ты ведь с работы на машине ездишь… Так забирай по пути еще и моего Колю из садика. Тебе ведь там рядом прокатиться несложно, а мне ногами бегать приходится после работы, — вскоре попросила невестку Ирина.
— Не то, чтобы это мне по пути, — пыталась объяснить Маша. — Крюк на машине придется делать.
— Я уже с воспитателями обо всем договорилась. Тебя сегодня ждут. Коля будет очень рад. Он ведь редко на машине катается, а тут такая возможность!
«Ладно, проезжу чуть больше бензина, но хоть племянника порадую. Коля же не виноват в сложившейся ситуации. И правда, он всегда рад со мной поговорить», — решила Мария.
Прошел месяц. Подводя итог, Маша отметила, что проживание гостей дорого обходится им с мужем.
— А сестра тебе никаких денег не дает? На коммуналку хоть или за еду? Они же полностью у нас питаются, — спросила Маша супруга.
— Нет. Мама только и говорит, что мы должны их поддержать. Сама Ира мне ни разу деньги не предлагала за проживание.
— Олег, я смотрю, прекрасно себя и без работы чувствует! То целыми днями на диване лежит, а то сходит, день поработает, с ним там рассчитаются, и он тут же эти деньги пропивает. На днях такой пьяный домой пришел, что детей аж напугал. Они вышли посмотреть, что это в прихожей упало, а выяснилось — это дядя Олег на ногах не удержался. Мало того, завидев детей, он им как гаркнул: «Брысь!!» Самой не по себе стало!
— Поговорю с сестрой. Хотя вряд ли она на своего муженька повлиять сможет. Теперь понятно, почему его так неожиданно уволили. Да и с квартиры съемной, может, не просто так попросили, — подытожил Александр.
В дополнение ко всему однажды Маша услышала, как Ирина обсуждает её с матерью по телефону: «Ой, мам, и не говори. Маша эта та еще королевна! Иногда так смотрит на меня, словно я ей давно миллион задолжала. Да и брат тоже вечно мрачно на Олега зыркает. Так тяжело, конечно, у них жить. Коле только нравится: он таких игрушек в жизни не видал и с племянниками сдружился. А вот нам тут уже опротивело. И еда их невкусная, и взгляды косые! У меня Олег все деньги почти забирает, чтобы нормально поесть. А что делать?»
Вечером того же дня мама снова набрала Александру и принялась отчитывать его: «Чует мое сердце, что плохо ты с Ирочкой поступаешь! Она молчит и говорит, что все хорошо. Но я же слышу, какой у нее тон грустный! Сын, тебе, может, жена что плохое в уши напевает? Нет? Хорошо бы, а так ты должен понимать, что жен может быть много, а сестра — одна-единственная у тебя на всю жизнь!»
Неделю спустя Маша заметила, что у неё пропала значительная сумма из кошелька.
— Я ведь специально в этот раз побольше налички сняла. Знала, что детям за кружки нужно будет платить. А сегодня утром в кошельке только тысяча осталась. Саша, пришла пора с сестрой серьезно поговорить!
— Ира, Олег, подойдите, пожалуйста, к нам на кухню, — позвал Александр. — Ситуация скверная: у Маши из кошелька пропало больше пяти тысяч. Она как раз вчера сняла с карточки, а сегодня кошелек почти пустой.
— Ты это… что это значит? — еле ворочая языком, только и сказал пьяный Олег.
— Это еще что за намеки?! — возмутилась Ирина. — Не стыдно вообще меня о таком спрашивать? Жена твоя потеряла или потратила, так еще и меня обвиняет! Я у тебя ничего не брала!
В это время на кухню, привлеченный криками матери, прибежал маленький Коля.
— Не ругайтесь! Мама просто забыла, что вчера вечером из этого красного кошелька денежку достала. Она вас будить не хотела, а мне сказала: «Тсс!» — затараторил мальчишка.
— Ах ты, мелкий и бестолковый! Чего ты несешь! — в ярости закричала Ирина и замахнулась на сына.
Александр перехватил руку сестры, не дав ей шлепнуть ребенка.
— Все, хватит! Долго я ваши выкрутасы терпел — все племянника было жалко на улицу выставлять. Так вот, теперь, дорогая сестра, даю тебе с мужем время до вечера собраться и съехать к матери. Раз она так за вас переживает и любит, пускай понянчится. Пока не увижу, что вы за ум взялись и жилье себе не нашли, Коля у нас поживет.
— Это как еще? — вращая осоловелыми глазами, удивился Олег.
— Выметайся, говорю. Чтобы духа вашего тут к вечеру не было, — отчеканил Саша.
— Саша, ты не можешь так со мной, — сменив тон на заискивающий, начала Ирина.
— Я все сказал. Коля остается, а вы съезжаете. Что непонятного?
Вечером семейная пара, бормоча под нос проклятия, покидала гостеприимный дом Александра и Марии.