Пообещал любимой «Петербург в провинции», построил дворец и остался без гроша: История любви и упадка купца Неворотина

Богатый бежецкий купец Николай Новоротин, владевший обширными землями в Покровской волости, был с юности влюблен в петербургскую красавицу Марию Валькову, привыкшую к роскошной столичной жизни. Не желая переезжать в провинцию, она ему отказала и вышла замуж за другого.

Но Новоротин был настойчивым однолюбом, и когда любимая женщина овдовела, он вновь вернулся к ней с предложением руки и сердца, однако на этот раз пообещал «создать для нее Петербург в Бежецке».

История рода Неворотиных

Николай Неворотин родился в семье потомственных купцов и почетных граждан Бежецка. У него было шестеро младших братьев и сестер, которые также родились, выросли и жили в этих местах, владели обширными землями, заводами и предприятиями.

Когда-то их предок сбежал из Новгорода и основал поселение на берегу реки Мологи. Его прозвали Неворотом, то есть «не возвратившимся назад». История не сохранила его имени, но уже с XVII века стали известны имена его потомков, которые скупали обширные угодья в Тверской, Олонецкой и Новгородской губерниях, выращивали лен, строили лесопильные заводы на берегах рек.

К концу XIX века Бежецк стал одним из крупнейших в России центров льняной торговли. Братья Неворотины владели обширными землями, а знаменитый бежецкий лен покупали англичане, французы, немцы, итальянцы. Кроме того, во владении Неворотиных были крупнейшие по тем временам заводы: кирпичный, кожевенный и свечной.

Состояние братьев Неворотиных оценивалось в десятки миллионов рублей. Огромные денежные обороты способствовали развитию города, в Бежецке строились школы, больницы, храмы, купеческие дома. К 1917 году в городе насчитывалось около двадцати церквей и часовен, большинство из которых были разрушены после революции.

Страстная любовь Николая Неворотина

Издавна повелось, что все мужчины семьи Неворотиных воспитывались в духе продолжения семейного дела, а также принимали активное участие в развитии своего города, управления им и благотворительной деятельности.

На рубеже XIX и XX веков один из братьев Неворотиных Николай влюбился в дочь богатейшего купца первой гильдии Александра Валькова, владевшего маслобойней на Вологодчине и имевшего роскошный особняк в Петербурге. Мария, возможно, и ответила бы богатому купцу взаимностью, но привыкшая к роскошной петербургской жизни и светским балам, она не представляла своего существования в провинции.

Отказав влюбленному в нее Неворотину, она вышла замуж за другого. Но ее семейная жизнь продлилась недолго, в 24 года Мария овдовела, на фоне переживаний у нее обострилась базедова болезнь, которой она страдала с детства.

И тогда на ее «горизонте» вновь появился купец Неворотин, который пообещал исцелить Марию своей любовью и построить для нее настоящий дворец в Бежецке, ничем не уступающий петербургскому.

Бежецкий дворец

Получив согласие на брак от любимой женщины, Николай Неворотин приступил к грандиозной перестройке добротного купеческого особняка в Бежецке, доставшегося ему от деда. Он был энергичным и самолюбивым человеком, всегда добивавшимся поставленных перед собой целей.

Для создания своего фантастического проекта Николай пригласил известного столичного архитектора, и вскоре на глазах изумленных жителей города старый купеческий дом начал превращаться в настоящий дворец, с огромными окнами, балконами, каменными вазами, статуями Гермеса и Фортуны на крыше, которые по замыслу купца должны были принести удачу в торговле и в личной жизни.

Над парадным входом, с гранитным крыльцом на три стороны, и карнизом, поддерживаемым атлантами, возвышались дорические колонны и красовался фамильный вензель «Братья Неворотины».

Не менее роскошным было внутреннее убранство дома, в котором преобладали элементы, украшенные лепниной, тисненой кожей и живописью. Для любимой женщины была заказана лучшая мебель, куплена лучшая фарфоровая посуда, в глубине особняка был создан роскошный зимний сад. Но самое поразительное было то, что в доме был водопровод и имелась собственная электростанция — невиданная роскошь по тем временам!

Вскоре Мария и Николай сыграли свадьбу и поселились в своем роскошном особняке, который до поздней ночи сиял разноцветными огнями и привлекал внимание всех жителей Бежецка. Проходившие мимо люди обязательно останавливались, чтобы полюбоваться роскошным дворцом, аналогов которому не было в округе.

Пожар на лесопильном заводе

Купец Неворотин выполнил данное им обещание исцелить любимую женщину. Он нанимал ей лучших врачей, возил ее по курортам, и даже пригласил домой протоиерея Иоанна Кронштадтского, который по слухам и исцелил женщину от болезни.

В 1902 году Николай Неворотин был избран городским головой и, продолжая семейные традиции, вкладывал личные средства в развитие города, жертвовал значительные суммы на городские церкви.

Пока его семейные предприятия приносили неплохой доход, все эти траты не особо отражались на его финансовом благополучии, но в 1908 году все резко изменилось — на лесопильном заводе, принадлежавшем купцу Неворотину и приносившем основной доход, случился пожар, и Николай Неворотин был объявлен несостоятельным должником.

Сумма долга в два миллиона рублей оказалась для него неподъемной, и принадлежащее ему имущество, включая роскошный особняк, построенный для любимой жены, пошло с торгов.

Скромная жизнь и одинокая старость бывшей красавицы

После того, как супруги Неворотины лишились особняка, они переехали жить в Москву, где вели предельно скромный образ жизни. Николай так и не смог оправиться от разорения, сначала он служил управляющим на лесопильных заводах своих бывших конкурентов, а после Октябрьской революции устроился на работу в государственные лесозаготовительное учреждение, принимал участие в организации лесной промышленности молодой советской республики.

Николая Неворотина не стало в 1936 году, Мария ушла из жизни на 17 лет позже, пережив в одиночестве трудные годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. Из некоторых источников известно, что у них были дети, но никакой информации о них в широком доступе не встречается.

А вот особняк в Бежецке стоит до сих пор. После пожара на лесопильном заводе его приобрел волжский хлеботорговец Николай Башкиров, но после революции он отошел государству. В разные годы он служил помещением для банка, горисполкома, налоговой инспекции, каких-то офисных контор.

Сейчас здание пустует, и хотя атланты и скульптуры на его фасаде, а также старинная лепнина на потолках сохранились, но все это сильно обветшало, пришло в упадок, а в некоторых местах старинные элементы декора были обшиты досками, а некоторые исторические двери заменены на обычные.

Оцените статью
Пообещал любимой «Петербург в провинции», построил дворец и остался без гроша: История любви и упадка купца Неворотина
00-е – эпоха гламура, устриц и нефтяных миллионов: подборка фотографий известных людей