Они учились в одном классе. Павел был худеньким очкариком, отличником. Не хулиганил, уроков не прогуливал. Мила на него не обращала внимания, как и остальные девчонки.
То ли тёплый солнечный май виноват, то ли время их пришло, но на уроке физики их взгляды встретились, и сердечко Милы забилось пойманной птицей в груди. Весь урок она боялась посмотреть на него и очень хотела убедиться, что он действительно смотрит, ждёт её ответного взгляда. Прозвенел звонок, все зашевелились, зашумели, собирая тетради и учебники, и Мила повернула голову. Павел снова обжёг её взглядом. Её сердечко затрепетало пойманной сачком бабочкой. До конца занятий она была рассеянной и задумчивой.
Павел догнал её по дороге домой. Мила не помнила, о чём они говорили. Потом сидели рядом в тёмном зале кинотеатра, и ей казалось, что их сердца стучат в унисон. И если бы не громкая музыка фильма, это слышал бы весь зал. Он впервые взял её за руку, и по телу пробежала дрожь.
Всё в том мае было впервые: первые свидания, первые робкие поцелуи до изнеможения, первые признания. Начавшиеся выпускные ЕГЭ немного остудили их горячие головы. Они договорились, что будут учиться вместе в университете родного города, пусть и на разных факультетах.
— У него мама врач в поликлинике, отец инженер. Да, обычная интеллигентная семья. И чего тут хорошего? Маленькая зарплата у обоих, чтобы поехать на юг копят целый год. Крупные покупки выстраданы. Спасибо, сама такую жизнь прожила. Миле такого не желаю, — жаловалась мама по телефону своей единственной подруге, которая жила в Питере.
Подруга согласилась, предложила отправить учиться Милу к ней в Питер.
— Места хватит, не бойся. Тут круг общения другой. И отправляй её ко мне поскорее, пока у них не зашло далеко. Сама знаешь, как у них быстро всё сейчас происходит. Увязнет в этой любви, не дай бог, забеременеет…
Мама Милы закусила удила и пошла в наступление. Когда Мила пришла домой после свидания с Павлом, она завела прямой разговор.
— Я понимаю, любовь и всё такое. Но подумай, зачем он тебе? Ты красавица, ты достойна лучшего. Какая жизнь тебя ждёт с ним? Сначала съёмная квартира, потом купите свою и лет тридцать будете выплачивать ипотеку, жить от зарплаты до зарплаты. Потом появятся дети, бессонные ночи… Ты отдашь ребёнка в ясли, чтобы пораньше выйти на работу. Ссоры на почве безденежья окончательно убьют любовь. Не о такой жизни я для тебя мечтала.
— Мам, мы не собираемся жениться, чего ты начала? Надо ещё выучиться, — смущённо ответила Мила, но беспросветное будущее, красноречиво описанное мамой, произвело на неё удручающее впечатление.
— Так я об учёбе и говорю. Женя, моя подруга, предложила тебе поехать поступать в Питер и жить у неё. Чего в нашем городе делать? Какое будущее тебя ждёт здесь? Там больше возможностей. Я уже взяла билеты на поезд на завтра. Так что собирай вещи.
— А как же… — Мила не осмелилась произнести имя Павла.
— Всё понимаю, сама молодая была. Любовь проверяется временем и расстоянием. Ты будешь приезжать на каникулы. Я хочу самого лучшего для тебя.
Мама вырастила её одна, и Мила знала, чего ей это стоило. Она была послушной дочерью. Павел успокоил Милу, обещал её ждать, говорил, что их чувства преодолеют разлуку. Тем более что между ними не такое уж большое расстояние.
Мила легко поступила в один из институтов северной столицы. В день рождения тёти Жени, подруги матери, у которой она жила, в гости пришла коллега с сыном, красивым молодым человеком. Мила ему сразу понравилась.
— И чего думать? Питерская прописка, у Виктора состоятельные родители, шикарная квартира в центре города, как сыр в масле кататься будешь, — твердила при каждом удобном случае тётя Женя.
— Да твой Павел про тебя и думать забыл, — подливала мама масла в огонь во время телефонных разговоров. – Видела недавно его с девушкой.
Частые звонки первых дней разлуки вскоре сменились короткими эсэмэсками: «Как дела? Чем занимаешься? Скучаю… Времени свободного совсем нет…»
На зимние каникулы Мила приехала домой. Встреча влюблённых прошла сдержанно, без жарких поцелуев и признаний. Мила уже сдала успешно сессию, а у Павла она только началась, он сидел за учебниками. Обиженная Мила вернулась в Питер.
Через два года она вышла замуж за Виктора. Родители купили им квартиру в качестве свадебного подарка. Счастливая мама радовалась, что отлично устроила жизнь дочери.
Жизнь Милы была ровной и спокойной. Все вокруг считали, что ей достался счастливый билет в лице хорошего мужа, любящего отца их дочери, работы с достойной зарплатой, большой квартиры, дачи, машины…
Какое-то время Мила тоже так считала. Жизнь в мире и согласии, без проблем и потрясений, что может быть лучше? Только, если быть честной, Мила всё чаще вспоминала ту весну в выпускном классе, пылкие взгляды на уроках, жаркие неумелые поцелуи украдкой, от которых кружилась голова и слабели ноги.
Прохладный дождливый апрель сменился тёплым маем. Светило солнце, за окнами офиса пели птицы, молодая листва добавила нарядных праздничных красок в городской питерский пейзаж, обычно хмурый и промозглый. Миле вдруг отчаянно захотелось выйти на улицу, подставить лицо лучам весеннего солнца.
В обеденный перерыв она вышла прогуляться, потом зашла в полупустое кафе выпить кофе. За соседним столиком сидел молодой мужчина. Случайно взгляды их встретились, и Мила почувствовала знакомое волнение и трепет. Она узнала повзрослевшего, возмужавшего Павла.
Он пересел за её столик, рассказал, что недавно переехал сюда после развода с женой… Обеденный перерыв давно закончился, а они говорили и не могли наговориться, забыв о времени, без неловкости и скованности. Прощаясь, договорились встретиться здесь же завтра.
На следующий день Мила считала минуты до перерыва, и хотя моросил дождик, она выбежала в кафе. Павел уже нетерпеливо ждал её за тем же столиком. Снова сердца их радостно стучали в унисон, как в тот школьный май. Снова между ними проскакивали искры при случайном касании рук и колен.
Любовь захватила обоих. Не та робкая школьная, а взрослая, сильная, всё сметающая на своём пути, всё оправдывающая и побеждающая. Они бросилась в неё, словно мучимые жаждой путники в пустыне к колодцу с водой.
Муж, дочка, всё отодвинулось на второй план. Встречались урывками, не теряя ни секунды на разговоры и воспоминания, выяснения отношения, кто из них двоих тогда стал причиной длительной разлуки и несостоявшейся любви.
Мила испытывала угрызения совести, но уже не могла представить своей жизни без Павла, без его любви. Она просыпалась среди ночи от страха, что это только приснилось ей, что нет Павла, а есть скучная пресная жизнь с Виктором.
Мила похудела, её глаза блестели, на губах играла блуждающая улыбка. Свекровь однажды напрямую спросила, уж не влюбилась ли она? Такая разительная перемена произошла с невесткой.
Мила спрятала счастливые глаза.
— Только семью не разрушай, — сказала, вздохнув, свекровь.
Мама звонила, кричала в трубку, что Мила сошла с ума.
— Ты хочешь всё испортить? Свою жизнь ради мимолётного чувства под откос пустить? Всё созданное таким трудом потерять? И ради кого? Одумайся пока не поздно, Мила.
Мила много думал в те дни, лёжа без сна рядом со спящим мужем и глядя в потолок. Она отчаянно скучала по Павлу, задыхалась от любви к нему, до крови кусала губы, чтобы не завыть от тоски и безысходности.
Они уже не встречались в кафе. Павел снял квартиру недалеко от её офиса, чтобы не тратить время на дорогу. Как только они входили в квартиру, он заключал её в объятия и не выпускал ни на секунду, навёрстывая упущенное время, которого сами лишили себя. Потом они надевали маски спокойствия, с трудом разжимали руки и расходились в разные стороны, до следующей встречи. Снова всё было впервые, как в тот школьный май. Ведь с другими они не испытывали ничего подобного.
Мила похорошела и лучилась счастьем, той сногсшибательной энергетикой, которая бывает только у любящих и любимых женщин. Мужчины на работе и на улице провожали её восхищенными взглядами.
Однажды Мила медленно шла домой и увидела на скамейке плачущую навзрыд молодую женщину.
— У вас горе? Кто-то умер? – спросила МИла, присев рядом.
Женщина кивнула и коротко рассказала свою историю, так похожую на историю Милы. Родители разлучили её с первой любовью. Увезли далеко на много лет. Они случайно встретились два года назад. Оба были прочно женаты, у обоих дети. Но побороть возникшую с новой силой любовь не смогли. Как не смогли объясниться с супругами, боясь обидеть детей.
— Мы должны были сегодня встретиться, а он вчера умер. Лёгкая смерть — пришёл с работы, прилёг отдохнуть и не проснулся. Если бы я только знала, что нам так мало отпущено быть вместе, я бы не теряла ни минуты, бросила всё и была рядом с ним каждое драгоценное мгновение. А мы чего-то боялись, тянули.
Мила шла домой и думала, что она тоже не может жить без Павла, но почему-то не уходит от скучной серой жизни с Виктором. А вдруг она тоже пожалеет о своей нерешительности? Сколько времени отпущено им, кто знает? Она даже остановилась от страха, что это действительно может случиться. Да, нужно всё рассказать мужу и будь что будет. Это честнее, чем каждый день обманывать его.
Она ускорила шаг и неожиданно увидела у тротуара машину мужа. Мила удивилась: «Почему здесь, ведь работает он совсем в другой стороне города?» Она подошла к машине и заглянула в боковое стекло. На заднем сиденье её муж целовал молодую женщину. Они не заметили Милы.
Когда муж в благодушном настроении пришёл домой, Мила сказала, что всё видела. Муж не стал отрицать и оправдываться. Сказал, что был влюблён в неё ещё до появления в его жизни Милы. Родителям она не нравилась они настояли, чтобы он женился на Миле. Три года назад они случайно встретились и стали любовниками.
— Три года? Почему же ты не ушёл к ней? – спросила спокойно Мила.
Она поняла теперь причину холодности и равнодушия к ней мужа.
— Не знаю. Боялся за тебя, за дочь.
— Ты любишь её? Так что же ты стоишь? Хватит мучить себя и жить придуманной жизнью.
— А дочь?
— Она большая уже. Ей тринадцать. Пусть сама решает, с кем хочет остаться, — сказала Мила.
— Так просто?
— Да. Мы ничего не должны друг другу, должны только себе – жить с тем, кого любим.
Мила впервые бежала к Павлу, не скрываясь, не боясь осуждения, боясь только не успеть.
— Ты? — обрадовался он, открыв дверь.
— Я. Навсегда. И дочь решила жить со мной.
— Вот и хорошо. Завтра посмотрю другую квартиру, побольше.
— Съёмную? – спросила Мила, смеясь.
— Нет, куплю. У меня есть деньги, просто одному не надо было.
Вот такая история. «Ну и зачем рушить хорошую семью?» — скажет кто-то. А хорошую ли? Ведь если нет любви, это не семья, а коммунальная квартира. Рано или поздно любовь всё равно настигнет. А что дальше? Дальше всё зависит от них. Ни время, ни расстояние не повлияли на чувства Павла и Милы, сделали их только острее. Им суждено быть вместе. Обречены на любовь. Так бывает.
Жить без любви, соблюдая внешние условности и боясь осуждения, или любить и быть любимым вопреки всему, решает каждый сам для себя.
«Без любви жить легче. Но без неё нет смысла»
Лев Толстой.
«Когда вы достигнете конца вашей жизни, единственное, что будет иметь какое-то значение, – это та любовь, которую вы отдали и получили. В своем путешествии в следующий мир единственное, что вы можете взять с собой, – это любовь. Единственная ценная вещь, которую вы оставите в этом мире, – это любовь. Больше ничего…»
Адам Дж. Джексон