Как Ридли Скотт снимал своего «Гладиатора» и зачем искажал реальные факты

В конце 90-х фильмы об античности считались очень непопулярным жанром. Мало кто решился бы снимать такое кино. А самое главное немногие готовы были вкладывать в это деньги. Но исторический блокбастер режиссера Ридли Скотта при бюджете в 103 миллиона долларов не только смог заработать в прокате более 460 миллионов, но и возродил интерес к античному миру. Получился своеобразный «эффект Гладиатора».

Впрочем, историческим этот фильм можно назвать лишь с большой натяжкой. В «Гладиаторе» полно исторических ошибок и неточностей, которые режиссер сделал совершенно сознательно. И дело здесь не только в том, что он художник и так видел. Скотт стремился создать зрелищное кино. И в угоду зрелищности намеренно шел наперекор фактам.

В главной мужской роли продюсеры вначале видели Мела Гибсона. Но актеру хватило «Храброго сердца», и он не хотел становиться заложником одного образа. Поэтому от предложения отказался. Мол, староват он уже для гладиатора. Также на эту роль звали Антонио Бандераса и Хью Джекмена. Но они тоже не проявили энтузиазма. Тогда в качестве гладиатора решили попробовать восходящую на тот момент звезду Рассела Кроу. И угадали! Боец из него получился отличный. Хотя сам Кроу позже рассказывал, что был не в восторге от съемок.

Роль императора Коммода сыграл совсем молодой еще Хоакин Феникс. До этого он играл, в основном, современных героев. И никогда не думал, что из него получится римский диктатор. Стопроцентным попаданием стала и датская актриса Конни Нильсен в роли бывшей возлюбленной Максимуса – Луциллы. Ридли Скотт искал женщину, которая могла бы изобразить на экране недюжинный ум и имперскую страсть. Огненно-рыжую датчанку он увидел в фильме «Адвокат дьявола». И понял, что нашел именно ту, что искал.

Во время работы над фильмом Скотта консультировали эксперты по античности. Но режиссер не слишком внимал их советам. И создавал Древний Рим на собственный вкус – таким, каким его видел сам. Реальная же Римская империя, по мнению режиссера, была слишком скучной. Возлежание на кушетках, белые тоги, достаточно примитивные шлемы и доспехи – все это было бы исторически точным. Но совершенно не зрелищным, считал Скотт.

Поэтому режиссер создал собственную, в чем-то вымышленную вселенную Древнего Рима. Это во многом объясняет, почему голливудские исторические фильмы часто не соответствуют реальным фактам. Режиссеры жертвуют достоверностью в угоду зрелищности. Тем же самым стали грешить и российские мэтры. Современный же зритель в массе своей глуп и малообразован. И не способен отличить подделку от подлинника, резонно считают режиссеры. И оказываются правыми. Зрители идут на аттракцион. А кого сегодня волнует аутентичность.

В итоге древние римляне в «Гладиаторе» носят более пестрые и сложные наряды, чем носили на самом деле. У них более крутые доспехи, а оружие относится, скорее к Средним векам, чем к античности. А помните эпизод, где солдат расстреливали из лука? Согласно летописным источникам, таких казней в Древнем Риме не было. Зачем на преступников тратить стрелы, если была веревка. Расстрелы же в мире стали практиковать лишь после массового распространения огнестрельного оружия.

Сегодня в это сложно поверить, но уже в Древнем Риме существовала такая вещь как рекламные контракты. И гладиаторы рекламировали товары. Однако Скотт не стал включить этот эпизод в свой фильм. Более того, его экранный Колизей вмещал на 20 тысяч зрителей меньше, чем реальный амфитеатр. Нижнюю часть соорудили декораторы – где-то 16 метров в высоту. Верх, еще около 30 метров – дорисовали на компьютере вместе со зрителями. Это позволяло снимать крупные и средние планы, а на общих планах показывать масштаб Колизея без использования дорогих спецэффектов.

Основные съемки проходили в трех локациях. Батальные эпизоды в лесах в течение трех недель снимали в Англии – на территории заказника Борн-Вуд. Группе специально выделили участок леса, предназначенный под вырубку. Мол, делайте там что хотите. Для съемок начальной битвы с германцами соорудили две катапульты в натуральную величину. Каждая весила тонну, а снаряд улетал на 140 метров. При этом настоящие катапульты могли пулять заряды на расстояние до 300 метров.

Еще три недели команда Скотта работал в Марокко. В окрестностях города Варзазат снимали пустыню. Над римскими сценами работали на Мальте. Помимо Колизея, здесь возвели целый античный городок со всем соответствующим антуражем – рынками, колоннадами, античными статуями.

Интересно, что сценарий фильма дорабатывался прямо по ходу съемок. Как позже вспоминал Рассел Кроу, на момент начала работы было готово всего 32 страницы текста. На бумаге отсутствовали некоторые диалоги, которые есть в фильме. Иногда Кроу выходил на площадку и понятия не имел, что будет играть. Режиссер заставлял актеров импровизировать. Например, диалог между Максимусом и Марком Аврелием, где Максимус мечтает о возвращении домой – чистый экспромт самих артистов.

В самый разгар съемок на Мальте от сердечного приступа умер один ключевых актеров – Оливер Рид. Он не успел сняться в финальных сценах. В итоге его роль сократили. В нужных эпизодах вместо него сняли со спины дублера, а кое-где вмонтировали лицо Рида из неиспользованных дублей.

«Гладиатор» оправдал ожидания и своих создателей, и зрителей. Получилось качественное зрелищное кино. Но его стоит воспринимать как комикс. Или просто как фантазию на историческую тему. Если же вы хотите реальных фактов – почитайте исторические книги. Это не столь зрелищно, зато правдиво и весьма познавательно.

Оцените статью
Как Ридли Скотт снимал своего «Гладиатора» и зачем искажал реальные факты
На фото сына Кейт Миддлтон в честь его дня рождения заметили любопытную деталь