Женщина, которая кружила головы мужчинам с целью обогащения, в начале ХХ века наделала много шума. О коварной обольстительнице Марии Тарновской писали книги, снимались документальные фильмы, а в 1917 г. по роману итальянской писательницы Анны Виванти был создан немой фильм «Цирцея», поэт Игорь Северянин посвятил ей сонет.
Она несколько лет была в центре внимания Европы, её фото переполняли иллюстрированные журналы, итальянцы Марию называли «Чёрным ангелом» за несоответствие ангельской внешности и коварства.
Ранним утром 4 января 1905 г. Киев потрясла новость: перед анатомическим театром покончил с собой мужчина, которым оказался 32-летний барон, Владимир Шталь. Позже выяснилось, что за несколько дней до происшествия он застраховал свою жизнь на 50 тыс. руб., назначив наследницей Марию Тарновскую. Молодая женщина не была родственницей или постоянной подругой Шталя.
Позже фамилию Тарновской ещё не раз будут упоминать на следствии в связи с подобными случаями.
Мария О’Рурк
Мария, дочь графа Николая Морицевича О’Рурк, из древнего ирландского рода, родилась в 1877 г., в Киеве. Предки О’Рурк состояли в родстве с Марией Стюарт. Её прадед состоял на службе при дворе Елизаветы Петровны и получил от неё титул «ирландского графа».
Мария притягивала взгляды мужчин свободным поведением и красотой, ещё когда была ученицей в полтавской школе-пансионате благородных девиц. Стройная девушка с голубыми глазами и рыжеватыми волосами, она не была похожа на роковую красотку — такая дама по определению должна быть черноокой брюнеткой. Марию это не смущало.
Окончив пансионат, Мария познакомилась с сыном состоятельного промышленника, Василием Тарновским. Родители с той и другой стороны категорически возражали против этого союза. Для О’Рурков фабриканты были незнатными, а для Тарновских семья графа была бедной. Но молодые обвенчались тайно, без согласия родителей и пышной свадьбы — настоящий скандал в то время.
Роскошная жизнь и мужчины
Мария стала богатой дамой и с головой окунулась в праздный образ жизни. Она посещала все развлечения, предлагающиеся в конце XIX в. Это были рестораны, где рекой текло шампанское под песни цыган до утра и подавали абсент, «крадущий душу». Своего первенца графиня родила в ресторане, под заглушающие звуки весёлой гулянки. Через год она родила ещё одного ребёнка, но не остепенилась.
В это время у отца Василия начались материальные затруднения. Денежный поток семье сына он серьёзно сократил. Мария становилась агрессивной, что приводило к постоянным скандалам. Доставалось и «жадному» свёкру и «тряпке» мужу. Она начала искать выход из «бедственного» положения и нашла его.
Мария давно заметила, обращённые на неё влюблённые взгляды 17-летнего Петра Тарновского. Она сделала вид, что может ответить на его чувства и довела юношу до суицида, в то время это было модным.
Кончина брата была выгодна Василию, поскольку иждивенцем оставался только он. Поняли ли родители Петра роль Марии в этой трагедии неизвестно, но Василий с женой спешно уехали в Европу. Здесь Мария серьёзно заболела, а Василий продолжал кутить и часто интересовался у врача, сколько ей ещё осталось. Она же выздоровела и стала мстить благоверному. Мария меняла мужчин, так откровенно, что ей отказывали во всех приличных домах.
Странные поступки
Она словно вела отбор любителей дуэлей, сталкивала их с мужем, питая надежду стать неутешной вдовой или проводить со слезами мужа на каторгу. Однако, к её огорчению, дуэли заканчивались мелкими ранениями. Тарновский дрался на шпагах Павлом Кутузовым. Потом появился Стефан Боржевский. В декабре 1903 г. графиня пригласила мужа и Стефана в ресторан «Гранд-отеля». Когда Стефан, провожая Марию, у подъезда отеля наклонился и поцеловал её, Тарновский выстрелил и попал тому в шею, не задев сонной артерии.
Новый поклонник графини, барон В. Шталь, ради неё оставил жену и пригласил её в Крым. Боржевский тоже уехал в Ялту, и 19 января 1904 г. после операции, он умер. Тарновская пошла на похороны, но в часовне, где отпевали Стефана, сказала: «Скорее бы похороны!», дурно пахло.
Тарновского судили за убийство Боржевского, его жена в суд не пришла, надеясь, что его отправят на каторгу, но Василий был оправдан.
Вдовой стать не получалось и Мария начала бракоразводный процесс. Её адвокатом стал москвич Донат Прилуков. В 1906 г. она отослала ему письмо, в котором призналась в любви. Вскоре адвокат стал жить на две семьи, позже с ним что-то случилось, он почти не контролировал поступки. Однажды в театре, по прихоти Марии, он прыгнул из ложи прямо на сцену.
Отношения с Тарновской стоили немалых денег. Прилуков тратил на графиню тысячи и вскоре оказался в долгах. А затем, глава семьи, отец троих детей, уважаемый в городе юрист, прихватив 80 тыс. руб. своих клиентов, вместе с графиней уезжает в Алжир.
Госпожа
В 1909 г. они знакомятся с Павлом и Эмилией Комаровскими. Граф привёз жену на лечение. Не раздумывая, Тарновская быстро становится сиделкой для больной женщины и возлюбленной её мужа. Вскоре Комаровская умерла, а граф делает Марии Николаевне предложение руки и сердца, которое подкрепляет внушительной суммой денег. Но графиня требует переписать на её имя все имущество и застраховать свою жизнь на 500 тыс. франков, определив её наследницей. Причём в страховом полисе было уточнение, что указанная сумма выплачивается в любом случае.
Они едут в Орёл, граф представляет её родным как будущую супругу и уезжает в Венецию, для покупки палаццо, семейного гнёздышка. Но оглядевшись, Тарновская понимает, что граф не так богат, как она представляла себе.
Пока в Венеции Павел Евграфович осматривал палаццо и торговался, Марии стало скучно, и она познакомилась с 23-летним Николаем Наумовым, внучатым племянником Ивана Сергеевича Тургенева. Он был сыном пермского губернатора, лихо пил абсент, обожал поэзию Бодлера и сочинял стихи. Он называл Тарновскую «своей госпожой» и посвятил ей поэму.
Полностью подчинив Наумова своей воле, Мария потребовала избавиться от Комаровского, который её якобы оскорбил своим предложением о замужестве. Наумов отбыл в Венецию. Через пять-шесть дней туда же направилась и Тарновская. Она питала надежду прибыть на место женщиной, которую судьба разлучила с любимым.
Дело испортил сам влюблённый поэт. 4 сентября 1907 г. встретившись с Комаровским, он крикнул: «Вы не женитесь на графине!» и произвёл четыре выстрела. В припадке он ранил соперника. Граф был спешно доставлен в больницу и прожил ещё несколько часов. В клинике Комаровский составил завещание, в котором оставлял ей все своё состояние. В конце была приписка «Положите со мной в могилу браслет и письма Марии Николаевны».
Наумов был схвачен и отправлен в полицию Вероны. На следствии он узнал о страховке, был ошеломлён приземлённостью своей возлюбленной и рассказал все подробности дела.
Суд над «чёрным ангелом»
В Вене был арестован бывший адвокат Донат Прилуков, а затем с поезда, следующего в Вену, были сняты графиня и её горничная Элиза Перье, посвящённая во все дела своей госпожи.
Следствие длилось 2,5 года, показания переводили с русского на итальянский. Допрошено 250 свидетелей, привлечено 13 экспертов, 9 психиатров. Дело составило 34 тома на 3-х языках.
История получила широкую огласку. В заде суда не было свободных мест. Венецианцы кидали Тарновской букеты цветов. Карабинеров меняли каждый час, опасаясь чар «чёрного ангела». В суд графиню везли на лодке — с мостиков мужчины кричали ей о любви, а её лицо закрывала густая вуаль.
Суд продолжался с 4 марта по 20 мая 1910 г. Сообщников обвинили в покушении на убийство. Было решено, что Комаровский умер от неудачного лечения. Наумова приговорили к 3 годам тюрьмы, Прилукова — к 10 годам. Графиня Мария Николаевна Тарновская была приговорена к 8 годам на соляных промыслах. Элизу Перье — освободили.
По преданию, после отбытия срока Тарновская вышла замуж за офицера США, а потом сменила его на миллионера из Аргентины. Говорят также, что в Аргентине она стала хорошей женой и матерью.
Известный режиссёр Лукино Висконти ди Модрони планировал создать фильм «Смерть в Венеции», главной героиней в нем стала бы графиня Мария Тарновская. Сохранилась рукопись сценария. Фильм не был снят, из-за интриг актрис, мечтающих сыграть главную роль.
В Венеции в центральном квартале Сан-Марко в доме № 2497, нижний этаж занимает бар-музей «Тарновска». Это задумка Андреа Салмасо, директора сети отелей Венеции, который уверен в успехе заведения.