Цифровые тюрьмы, потаенные уголки всемирной паутины и киберпанк.
Cозданный Чарли Брукером британский научно-фантастический cериал-антология «Черное зеркало» стал безусловным хитом начала 2010-х годов. И продолжает им оставаться даже спустя 13 лет: шестой сезон шоу увидел свет в середине июня, получив уже привычные для себя высокие оценки от критиков.
Основная тема «Черного зеркала» — влияние современных технологий на человеческое сознание и отношения между людьми. В сегодняшней подборке мы вспомним еще восемь отличных сериалов, исследующих ту же проблематику и порой приходящих к неутешительным выводам о природе вещей.
«Любовь. Смерть. Роботы», 2019 — настоящее время
Этот сериал состоит из трех сборников (сезонов), в каждом из которых представлены не связанные между собой анимационные короткометражки длительностью от 10 до 20 минут. Среди исполнительных продюсеров значится Дэвид Финчер, а главным источником вдохновения авторы называют комиксы и рассказы из журнала Heavy Metal. И все они действительно объединены тремя главными лейтмотивами, вынесенными в заголовок.
Зрелище получилось эпатажное и провокационное, острых тем и откровенных сцен сценаристы и художники нисколько не стеснялись. Но главное, за что шоу хвалили почти все критики, — это безукоризненно выдержанные стиль и тон, которые любители качественной анимации все всякий сомнений оценят.
«Разделение», 2022 — настоящее время
Научно-фантастический триллер с Адамом Скоттом в главной роли рассказывает историю сотрудника компании Lumon Industries Марка: пережив смерть жены, он соглашается на медицинскую процедуру «разделения», в ходе которой его нерабочие воспоминания отделяются от рабочих. А уже после прохождения «разделения» Марк начинает распутывать паутину заговоров, плотно окутавшую зловещую корпорацию. Шоу, по справедливому замечанию многих журналистов, получилось в меру загадочным, в меру дерзким, а главное — необычным. Оказывается, разбираться в корпоративной рутине может быть дьявольски интересно!
«Мир дикого Запада», 2016 — 2022
Создателями этого научно-фантастического вестерна стали супруги Джонатан Нолан (брат пятикратного номинанта на «Оскар» Кристофера Нолана) и Лиза Джой. Действие происходит в населенном неотличимыми от людей андроидами футуристическом парке развлечений. За большие деньги здесь можно творить любую вакханалию без всяких последствий — так, во всяком случае, кажется посетителям.
Правда, у роботов в какой-то момент появляются свои мысли на этот счет… Сериал мастерски балансирует на стыке жанров, предлагая зрителям множество загадок и не забывая при этом вовремя озвучивать ответы. Кому-то может показаться, что тема осознающего себя искусственного интеллекта себя уже исчерпала, но «МДЗ» столь лихо закручивает свои сюжеты (а распутывает их столь элегантно), что от экрана буквально не оторваться.
«Загрузка», 2020 — настоящее время
2033 год. Теперь люди после смерти могут загрузить цифровую версию себя в виртуальную загробную жизнь. Программист Нэйтан Браун после аварии и клинической смерти попадает в элитный сервис Lake View, но не по своей воле, а по решению его девушки Ингрид. Пытаясь привыкнуть к существованию в цифровом раю, Нэйтан заводит дружбу со специалистом техподдержки Норой. И вскоре та начинает подозревать, что смерть Брауна была отнюдь не случайной. Эта интрига, грамотно поданная в самом начале, держит в напряжении до самого конца, а остроумно и тонко прописанные диалоги не дают «Загрузке» скатиться в категорию второсортных мыльных опер. На выходе получается занимательная социальная фантастика, генерирующая двойное, а иногда и тройное дно.
«Видоизмененный углерод», 2018 — 2020
Хит 2018 года, получивший второй сезон в 2020-м. Основан сериал на одноименном романе Ричарда Моргана и его продолжениях. Завязка — простая, но интересная. В 27 веке сознание людей хранится в специальных носителях («стэках»), которые можно загружать в тела. Главный герой Такеши Ковач, элитный солдат и вообще настоящая машина для убийств, внезапно пробуждается от 250-летнего сна в новом теле и получает предложение о работе от одного из богатейших людей мира Лоренса Бенкрофта. Тот был «убит» и теперь хочет, чтобы Ковач раскрыл это преступление.
Главное, что восхищает в этом шоу, — визуальный ряд. Эстетика киберпанка передана с таким вниманием к деталям и такой тщательностью, что порой захватывает дух. Некоторых зрителей могут оттолкнуть чрезмерно натуралистичные сцены, но, уже погрузившись в обволакивающую атмосферу сериала, выбираться из нее, не досмотрев до конца, совершенно не хочется.
«Мистер Робот», 2015 — 2019
Обласканный критиками сериал (на его счету — два «Золотых глобуса» и «Эмми», а также целая россыпь номинаций) транслировался с 2015-го по 2019-й годы. В центре сюжета — нелюдимый гик Эллиот Алдерсон (Рами Малек), словно Бэтмен, сочетающий в себе две личности. Днем он — перспективный инженер кибербезопасности в крупной корпорации, ночью же — талантливый хакер, способный преодолеть даже самую хитроумную защиту. В какой-то момент Эллиот оказывается перед непростым выбором — уничтожить своего официального работодателя или развязать войну против подпольного хакерского сообщества.
Шоу продержалось на стабильно высоком уровне на протяжении всех четырех сезонов. Не в последнюю очередь — благодаря Малеку, именно в «Мистере Роботе» продемонстрировавшему миру, какой же он в действительности выдающийся актер. В целом же у авторов получилась мрачная, почти антиутопическая история, полная интриг, конспирологии и, увы, не самых оптимистичных предсказаний о том, во что в недалеком будущем превратится всемирная паутина.
«Электрические сны Филипа К. Дика», 2017 — 2018
Как и «Черное зеркало», этот сериал пожаловал из Великобритании. При этом основан он на рассказах классика американской научно-фантастической литературы Филипа К. Дика. Это 10 самостоятельных эпизодов, рассказывающих 10 обособленных историй. Которые, впрочем, объединены главным лейтмотивом — все они в той или иной форме предсказывают образы будущего. Актерский состав здесь буквально пестрит звездами разной величины, а действо на экране наполнено сатирой и сюром — визитными карточками творчества Дика. Нужно, правда, оговориться, что в некоторых эпизодах создатели довольно вольно обошлись с первоисточником. Но главного это не отменяет — «Электрические сны» создают особую атмосферу уютной, книжной фантастики, которой многие из нас зачитывались в детстве.
«Сумеречная зона», 2019 — 2020
Аж четвертый по счету сериал во франшизе «Сумеречной зоны», основанной на антологии за авторством Рода Серлинга. Одним из шоураннеров выступил Джордан Пил, режиссер фильмов «Прочь», «Мы» и «Нет». В основе своей это подборка мистических историй, в каждой из которых авторы стремились создать своеобразный коктейль из жанров. Вишенкой же, который этот коктейль приправлен, служит ностальгия. Сериал не стесняется заигрывать с аудиторией, чуть ли не в каждой сцене оставляя отсылки к прошлому франшизы. Не забыли и про аудиторию помоложе — «пасхалок», связанных с современной культурой, тоже в достатке. Сюжеты при этом могут похвастаться разнообразием и отменной операторской работой, правда, некоторые серии все же кажутся чуть затянутыми. Как бы там ни было, получился самобытный проект на смешении эпох и стилей, который, кстати, ввиду довольно аккуратной работы сценаристов отлично подходит для просмотра в компании уже выросших из раннего школьного возраста детей.