Баленсиага и Ремарк: «Жизнь взаймы»

Лет семь назад я написала статью про платья, любовь, и смерть — о нарядах от Кристобаля Баленсиаги в романе Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы». Героиня, которой из-за туберкулёза осталось жить совсем немного, не желая просто доживать оставшееся ей время, сбегает из санатория и проживает полноценную, пусть краткую, но очень яркую жизнь. А платья от легендарного кутюрье становятся для неё не просто нарядами, но настоящими друзьями, которые помогают ещё сколько-то продержаться.

И сегодня я предлагаю полистать страницы и романа, и попытаться представить себе те самые костюмы, которые вдохновляли Лилиан Дюнкерк — благо, творческое наследие Баленсиаги огромно, и есть, из чего выбрать! Действие книги происходит в 1948, но не все наряды будут этого года. Хотя бы потому, что… «Вы прекрасно выбрали, – сказала старшая продавщица. – Эти вещи никогда не выйдут из моды; вы сможете носить их много лет». Другое дело, что у Лилиан не было этих лет.

Зато «она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».

Модель в ансамбле от Баленсиаги, фотография Ирвинга Пенна, 1950. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги

И вот Лилиан ходит на показы дома Баленсиаги, ходит на примерки….

«Лилиан мало говорила, зато терпеливо стояла перед зеркалом; едва уловимый испанский колорит вещей, которые она выбрала, придавал её юному облику что-то трагичное, что, впрочем, было не слишком нарочитым. Когда она надевала чёрные или ярко-красные, как мексиканские шали, платья…»


Слева — вечернее платье от Баленсиаги, справа — иллюстрация из модного журнала, 1951. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги

«…или же короткие, как у матадоров, курточки«.

Несмотря на долгую жизнь во Франции, Баленсиага оставался испанцем, и, искусство родной страны было одним из главных источников вдохновения. Испанские архитектура и живопись XVI-XIX веков то и дело находили своё отражение в его работах. Алтарные покровы и одежды святых в церквях, драпировки на одеяниях мучениц с картин Сурбарана, строгие силуэты с широкими юбками на каркасах с портретов инфант кисти Веласкеса, чёрные мантильи красавиц Гойи, покрытые великолепной вышивкой костюмы тореадоров, многоярусные юбки танцовщиц фламенко…

И вот такие жакеты-болеро предлагалось надевать к лаконичным вечерним платьям.


Вечерние жакеты от Баленгсиаги, 1946 и 1947. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги

Но гардероб Лилиан устарел, ей нужно полностью его обновить, так что ей нужно много, много всего! И вечерние платья. и дневные костюмы, и пальто… Пока можно.

«…Или необъятно широкие пальто, в которых тело казалось невесомым, так что всё внимание концентрировалось только на лице, в ней особенно отчетливо проступала та меланхолия, которая была ей свойственна«.


Слева — пальто от Баленсиаги, фотография Ирвинга Пенна, «Вог», 1950. Справа — вчечернее пальто от Баленсиаги, ок. 1935. (с) Из коллекции Музея Баленсиаги

Нет, Лилиан не могла бы выбрать никого другого. Ни Кристиана Диора, чьё имя вот уже больше года было знаменитым, ни Жака Фата, ни другого парижского кутюрье тех лет. Никого, кроме Баленсиаги.

И то, что Ремарк понимал это, и именно эти наряды дарил своей героине — чудо.

Оцените статью