Профессия манекенщицы в СССР считалась непрестижной и плохо оплачивалась, но первые «демонстраторы одежды» стали настоящими звёздами. Одежду демонстрировали манекенщицы, а искусствоведы комментировали этот процесс, рассказывая, какие модные тенденции воплощены в этом костюме или плащике. Показы проходили в ГУМе, Доме Кино, Колонном Зале Дома Союзов на ВДНХ.
В каких условиях трудились
Специально «демонстраторов одежды» не готовили, учебных заведений, где бы их учили, не было. Первыми манекенщицами СССР были бывшие актрисы и балерины. Какое-то время эта профессия не была престижной и плохо оплачивалась (максимум 76 рублей, как у рабочих пятого разряда), но в Оттепель работать манекенщицей стало престижно.
Кого в народе называли «манекенщицы», официально работали по профессии «демонстратор одежды». Помните имя персонажа из фильма «Бриллиантовой руки», который так не хотел жить на одну зарплату? Платили в этой должности около 70 рублей и оценивали труд по пятому разряду. Подобные условия были также у дворников и уборщиц, поэтому страх контрабандиста можно понять.
Манекенщицы в Советском союзе появились в 1945 году, когда Общесоюзный дом моделей начал проводить открытые показы моделей одежды, сконструированные советскими модельерами. Те кто решил освоить эту профессию (в основном все же девушки) трудились за оклад, в список обязанностей входило: ходить по подиуму в выданной одежде.
Премиальных за переработку не предусматривалось, при этом многие трудились без отдыха по 10 часов. Профсоюзов у них тоже не было, возможно из-за того, что профессия у советских людей не считалась непрестижной. Ни для кого не секрет, что сейчас многие модели могут забрать одежду в которой представляли бренд, то в СССР о таком даже не мечтали. Одежду приходилось сдавать не только в союзе, но и заграницей. Если манекенщицам организаторы что-то давали в дар, они были обязаны все сдать одежду руководителю группы. Довольствоваться приходилось только косметикой.
Внешние критерии для манекенщиц
Какие либо каноны женской красоты даже в Доме моделей не существовало. Демонстрация одежды была направлена на обычных советских женщин, которым должна была подойти та или иная вещь. Самыми ходовыми размерами того времени были с 44 по 48, соответственно и манекенщиц подбирали подобных параметров.
Главным критерием для входа в профессию был стандартизованный образ советской работницы. Знали ли вы о погонях советских женщин за выкройками из одноименного журнала? При этом девушка должна была быть хоть немного стройной. Отворот поворот давали всем кто хоть немного напоминал рыночных торговок или колхозниц по внешности. Никаких увольнений по возрасту в Союзе не было, поэтому на подиуме ходили женщины и старше 60 лет. Негласным табу во внешности манекенщиц было то, что не брали броских красоток европейского типа. Канон фабричной ударницы производства был немыслим, как на подиуме, так не представляли их в виде строительницы коммунизма. Особенно, когда главная задача состояла в демонстрации одежды, в не своей красоты!
Пренебрежение доходило до такого абсурда, что даже Никита Михалков всем рассказывал, что до брака его супруга трудилась переводчицей, а не ходила по подиуму. Ни о каких романах с иностранцами нельзя было говорить, хоть они в свою очередь интересовались советскими манекенщицами. Но все девушки были под надзором КГБ, а многие даже сотрудничали с этой организацией.