«Унесённые ветром»: Мелани-дитя

Фильм «Унесённые ветром» я посмотрела до того, как прочитала роман Маргарет Митчелл. И тогда я, разумеется — даже не по молодости, а по ранней юности лет — обожала Скарлетт и не любила Мелани. Только за то, что та… была. И мешала счастью яркой, дерзкой, ослепительной главной героини.

Ничего сейчас не буду писать о том, как поменялось моё отношение к ним обеим с годами, но всё-таки задам себе тогдашней один вопрос: это где же были мои глаза, что не разглядели красоту Оливии де Хэвиленд? :) Нет-нет, я знаю, что многие разглядели и считали, что для милой скромной Мелани эта актриса уж слишком хороша. Но вот я как раз из тех, кто не разглядел.

И костюмы сыграли в этом немалую роль.

Художник по костюмам, Уолтер Планкетт, был блестящим мастером. Да, ему нужно было сделать так, чтобы наряды героинь нравились современницам, так что и 1860-е, и 1870-е в фильме пропущены через фильтр 1930-х. Но при этом так эффектны, что мы любуемся до сих пор. И, конечно, всё самое лучшее — и самое броское — доставалось Скарлетт, а Мелани… Что Мелани! Она «всего лишь» жена и мать, добропорядочная хозяйка дома. Естественно, её наряды много скромнее. Однако при этом они ещё и изо всех сил прячут красоту актрисы. Да, очаровательное лицо вроде бы не спрячешь. Но его обрамление может заставить воспринимать эту красоту по-другому. Например… можно сделать природную прелесть более детской!

В романе об этом и сказано: «Скарлетт с инстинктивным презрением и сознанием своего превосходства воскресила в памяти тоненькую детскую фигурку Мелани, ее серьезное личико, напоминающее своим овалом сердечко – такое простенькое, что его можно было даже назвать некрасивым«. Или: «Это было крохотное хрупкое существо, производившее впечатление ребенка, нарядившегося для маскарада в огромный кринолин своей матери«.

Вот чудесный образ, и жаль, что в фильме он очень быстро промелькнул. Однако, по-хорошему, у этого вечернего платья должно было быть глубокое декольте. Платья в ту эпоху были или закрытыми — такие носили днём, или совсем уж открытыми, для вечера, с вырезами, которые приоткрывали плечи. А здесь маленький треугольный вырез, ни туда, ни сюда. Зато — особенно в сочетании с бантом — он делает образ Мелани не роскошным (каким он мог быть, будь платье более открытым), а именно детским. Миленько!

А вот наряд, дополненный фартучком. Да, подобные в ту эпоху действительно носили. Конечно, не с визитными или нарядными платьями, а повседневными. Они и защищали платье, и украшали его — там могли быть и оборки, и банты, и вышивка, как у Мелани. Всё-таки это не фартук кухарки, а фартучек настоящей леди. Однако этот наряд, как мне кажется, не делает Мелани более «солидной» хозяйкой дома, а, наоборот, превращает в милую гимназисточку. Женщина-дитя!

То же самое и с вязаным ансамблем. Он тоже, кстати, весьма исторически верен, другое дело, что в музеях таких почти не увидишь — быстро изнашивались, распускались, переделывались да и вообще не хранились, в отличие от ценных сложных нарядов. Так что спасибо Планкетту за эту деталь. И при этом в вязаном головном уборе Мелани опять-таки выглядит по-детски мило. Это же не бархатный капор с лентами, который даже в лаконичном исполнении всё равно намного элегантнее.

Словом, наряды Мелани не просто скромнее, чем у Скарлетт. Они — во всяком случае, некоторые — более детские, более трогательные, и помогают прятать тот факт, что Оливия де Хэвиленд могла кружить головы не хуже, чем Вивиен Ли.

Оцените статью